Школьный вопрос

Детей становится меньше.
Детей становится меньше. В Гомельской области закрывается девять школ

В красивой школе деревни Драгунск Рогачевского района 1 сентября больше не будет торжественной линейки, не прозвенит для первоклашек первый звонок и дети никогда уже не сядут за парты. Все - школа закрывается, просуществовав не более 15 лет...

"Приехало районное начальство и объявило: дети теперь будут учиться в Журавичах! Почему власти решили закрыть нашу школу?! Ведь ее совсем недавно построили, столько государственных денег вложили! К тому же ясно, что деревня без школы одичает, в глухомань превратится! Многие уедут поближе к цивилизации, - с возмущением жаловалась в гомельский корреспондентский пункт "СБ" читательница из Драгунска, пожелавшая остаться неизвестной. - Да и потом, в Журавичах - русская школа, а наша - белорусская! Представляете, как детям сложно будет перестраиваться?! Сколько они потеряют в знаниях по той же математике, пока термины освоят?! Ведь казалось бы: раз уж на школе "ставите крест", то детей надо возить на учебу не в Журавичи, а в Болотню, где преподают на белорусском языке!.. Но власти нас и слушать не хотят. Делают, как им удобнее".

Просьбу прокомментировать этот тревожный звонок начальник отдела образования Рогачевского райисполкома Василий Матюшенко встретил с нескрываемым удивлением. "Да, такие мнения звучали два года назад, когда мы впервые заговорили с жителями деревни о грядущем закрытии школы.

А сегодня у меня есть письмо с подписями родителей всех драгунских школьников - они согласны с предлагаемым вариантом, - тут же парировал Василий Александрович. - Поверьте, подобные вопросы силовыми методами не решаются. И "отстоять" свою школу сельские жители могут, как это, например, произошло в том же Журавичском сельсовете, в деревне Хатовня. И все свершается не в один день. Обычно за несколько лет до планируемого закрытия школы мы проводим собрание в населенном пункте с участием родителей, сельского Совета и руководителей хозяйств. Объясняем свою позицию, слушаем людей. Если доводы местных жителей окажутся более вескими и согласие не достигнуто, школу никто закрывать или реорганизовывать не станет".

И все же вопросы остаются: какой будет дальнейшая судьба школьного здания и почему детей переводят в русскоязычную школу? Да и какая участь ждет саму деревню? Ведь уже сегодня множество примеров, когда после закрытия школы село стремительно "вымирало".

- Жаль, конечно, что приходится отказываться от прекрасного здания Драгунской школы, - продолжил Василий Александрович. - Но ни о каком "разбазаривании" государственных денег в данном случае речь не идет. Сейчас мы передаем здание районному центру коммунального имущества, который и будет решать, как с ним поступить: сдавать в аренду или продать. Драгунск находится в трех километрах от оживленной трассы, и бывшая школа может оказаться весьма востребованной.

Кроме того, каждый ученик Драгунской базовой школы обходится бюджету в 180 тысяч рублей в месяц (для примера: в Рогачевской гимназии - в 42 тысячи). Умножьте эту цифру на 33 ребенка... Получается, что Драгунская школа - едва ли не "золотая". Куда дешевле ежедневно возить детей школьным автобусом в Журавичи. Тем более что для учеников из Драгунска мы его уже приобрели. Специально для них вводим в Журавичской школе штатную единицу социального педагога: он будет жить в Драгунске, каждое утро собирать учеников в автобус, держать родителей в курсе школьных новостей, ну и работать над тем, чтобы ребята безболезненно влились в новый коллектив.

Да, школа в Журавичах русская, но я не вижу здесь особой проблемы. Драгунские школьники в быту разговаривают по-русски и поэтому, думаю, быстро адаптируются. Но если какие-то сложности все же возникнут, организуем для них дополнительные внеклассные занятия. В любом случае они ничего не потеряют в качестве обучения: в Драгунске довольно слабая педагогическая база. В классах было по 2 - 3 человека, и ученик с самыми поверхностными знаниями считал себя вне конкуренции по сравнению с еще более слабыми одноклассниками. Занимаясь в полноценном классе, ребятам придется подтянуться. Более того, на базе среднего образования в Журавичской школе мы вводим профессиональную подготовку. Для мальчиков - водитель и тракторист, для девочек - овощевод. Планируем создать (и уже многое сделали для этого) агрошколу - центр обучения детей из окрестных деревень. В школе уже есть трактор и грузовик. Согласитесь, драгунским детям совсем не помешает получить вместе с аттестатом нужную на селе профессию. А для желающих поступить в вуз открываем гимназические классы. В Драгунске о них и мечтать не приходилось.

Что же касается будущего Драгунска... Я не считаю, что современная деревня держится сегодня только на одной школе. Никакая школа не поможет селу выжить, если местное хозяйство и производство дышит на ладан. Взаимосвязь здесь совсем иная: в перспективном колхозе с хорошими зарплатами и молодежь есть, и школа не испытывает дефицита в учениках, и преподавательские кадры крепкие. Именно производство дает жизнь деревне.

Как говорит Василий Матюшенко, лучшие условия созданы в Журавичах и для драгунских дошкольников - детский сад санаторного типа с 5-разовым питанием, хорошим медицинским оборудованием и автономной котельной...

От редакции

Такие вот "за" и "против". С одной стороны, все логично и правильно: содержать малокомплектные школы, где 8 - 10 учеников, слишком накладно, да и качество обучения в них нередко оставляет желать лучшего. Закрытие в прошлом году 184 школ и реорганизация еще 52 позволили сэкономить 4,5 млрд. бюджетных рублей. С другой стороны, в процессе "оптимизации сети учреждений общего среднего образования" присутствует и человеческий фактор. Пока чиновники от образования рапортуют о достижении консенсуса с местными жителями, те в панике звонят и пишут в редакцию. Письмо из Оршанского района: "В округе есть закрытые школы, зияющие выбитыми окнами, разрушенные магазины... Кому от этой экономии стало хорошо? Как скажется на здоровье детей ожидание школьного автобуса в непогоду? Будут ли у государства деньги на бензин и запчасти?" А это - из Зельвенского: "Пусть закрывают школу, а мы своих детей в другую не пустим. Там, куда их хотят отправить, зимой холодно и питание плохое". Вполне допускаем, что авторы обращений в "СБ" чересчур эмоциональны. Но ведь и вопросы отнюдь не праздные. Вопросы, на которые педагоги и родители вправе получить исчерпывающие ответы от местной власти.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter