Первый этап республиканской программы «Школьный автобус» реализован в срок

Школьный автобус укатали сельские дороги

Первый этап республиканской программы «Школьный автобус» реализован в срок...

Первый этап республиканской программы «Школьный автобус» реализован в срок: МАЗ справился с задачей поставить новенькие машины к началу учебного года. Однако спустя месяц эксплуатации оказывается, что не весь школьный транспорт может похвастать безупречным качеством. В редакцию позвонила профессиональный водитель Инна К. (полные данные есть в редакции), высказавшая серьезные претензии к надежности доставшегося ей автобуса. Ее случай, как выяснилось, не единичный. Корреспондент «СБ» взялся разобраться, насколько обоснованны нарекания в адрес школьного транспорта.


Неприятности с машиной у Инны начались в первый же день. Сначала с детского сиденья отвалился подлокотник, а когда пошел сильный дождь, перестали работать щетки стеклоочистителя.


— Приехала в ГАИ на регистрацию — тосол ручьем льется. Оказалось, что не работает кран спуска воздуха из расширительного бачка. Тосол, кстати, и сейчас вытекает, хотя запчасть жду три недели. Мало того, по пути в ремонт кулиса раскрутилась, и у меня из семи возможных передач остались только две. И это хорошо, что детей в салоне не было...


Рассказала моя собеседница и про стеклянную панель с тахометром, которая при езде то и дело подпрыгивала, так как была закреплена вместо четырех гаек лишь одной. И про то, что во второй раз в ремонте была, когда дверь запасного выхода перестала открываться. И про ремни безопасности:


— Родители жалуются, что в детских сиденьях они постоянно заклинивают.


Водитель считает, что автобус недостаточно доработан именно для сельских дорог. В нем кронштейны тормозных кранов расположены ниже кузова, и если где–то в глубокой колее их оторвет, то машина останется без тормозов. Есть проблемы и с коробкой — передачи «закусывает»...


Инна искренне переживает за своих маленьких пассажиров:


— Особенно боязно будет, когда выпадет снег. Взять, например, выдвижную ступеньку, специально сделанную для безопасной посадки ребят. Сейчас она работает безупречно, но это пока сугробов нет. Выдвигается ступенька очень низко к земле, и где гарантия, что сельские дороги так вычистят, что она сработает без проблем? Ведь технология такова: дверь открывается только после того, как выехала ступенька. Или взять вопрос безопасности. В автобусе почему–то не предусмотрена блокировка ручки запасного выхода. То есть если водитель не закроет снаружи дверь на ключ (что в теории запрещено), то открыть дверь во время движения может любой ребенок.


У Инны Матвеевны пять дней в неделю по три рейса утром и вечером, за день она наматывает по 220 километров. Если между деревнями случится поломка, то и тут, по ее словам, не все просто:


— Даже для того чтобы зацепить автобус и отбуксировать, нужно открутить декоративные решетки радиатора или снять крышку заднего отсека с амортизаторами... Такие недостатки можно было простить нашему «старичку» ПАЗу, который я раньше водила. А на этом сколько ездим? Месяц, и уже трижды автобус был в ремонтной мастерской. И это ведь не только мне не повезло, коллеги–водители тоже жалуются на недостатки, которые проявились в первый месяц эксплуатации.


Владимир Роговцов из Белыничского района за рулем уже почти 35 лет. Со 2 сентября возит ребят в школу на новеньком желтом МАЗе и говорит, что, помимо несомненных плюсов, есть у автобусов и минусы:


— В дороге, к примеру, кулису приходится постоянно держать рукой, иначе передача выключается. Вторая передача либо не включается, либо включается с трудом. Есть и конструктивные недоработки: клиренс меньше, чем у легковой машины... Выдвижная ступенька хороша для города, но явно не для сельских дорог.


* * *


Начальник отдела транспортной безопасности Министерства транспорта и коммуникаций Павел Бречко признает, что сейчас около 70 процентов всех школьных автобусов не соответствуют стандартам:


— Но в основном это старые ПАЗы для перевозки пассажиров. Постепенно их заменяют на новые школьные автобусы, которые сделаны согласно СТБ. И которые, как уверяет производитель, выполнены качественно.


Выходит, не совсем и не всегда. Быть может, пришло время устранить недоделки, выявленные на практике, пока не пришла зима? Именно этим сейчас занимается сервисный центр ОАО «МАЗ». Его директор Андрей Завгородний подтверждает, что обращения по школьной модели МАЗ 241 действительно поступают, сейчас их 21:


— Чаще всего водители жалуются на вибрацию рычага переключения передач и на то, что передачи «выбивает». Сообщают также, что двери не открываются. Это, кстати, может быть вызвано не только недоработкой производителя, но и срабатыванием системы безопасности. В некоторых случаях автобус просто стоит на поверхности с большим уклоном, поэтому ступенька не выезжает, а вместе с ней блокируется и дверь. Есть проблемы с тем, что щетки стеклоочистителя выходят из строя, по ним мы сейчас проводим регулировки.


Директор считает, что обратная связь с теми, кто водит новые машины, позволяет заводу оперативно дорабатывать конструкцию автобуса:


— Хорошо, что водители не замалчивают проблемы, над которыми стоит подумать. Как, к примеру, с тем же рычагом переключения передач. Наши конструкторы уже его дорабатывают.


По словам А.Завгороднего, судя по актам рекламации, многие претензии связаны с тем, что водители не полностью знают принцип действия отдельных систем новой машины:


— Пишут, допустим, что на одометре не отображается информация о пройденном пути. Но такова особенность конструкции: данная информация отображается на цифровом тахографе.


Водителям, которые еще не освоились с новой техникой, сервисный центр готов оказать помощь, заверил его директор:


— Наши мобильные сервисные бригады помогут не только в устранении возможных дефектов, но и при необходимости проконсультируют об особенностях эксплуатации автобусов. Связаться с нами можно круглосуточно по телефону «горячей линии» (8–044) 700–03–21.

 

Советская Белоруссия №195 (24332). Среда, 16 октября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter