Треть воспитанников педклассов в будущем планирует связать жизнь с педагогикой

Школьное расписание на завтра

Еще не так давно можно было услышать критику в адрес педагогов. Родители негодовали: кто учит наших детей, если конкурсы в педвузах отсутствуют,  а проходные баллы оставляют желать лучшего?! И это замечание во многом было справедливым. Стало очевидно, что ситуацию нужно менять, причем быстро и кардинально. Ведь учитель — это тот человек, от которого ни много ни мало зависит экономическое и социокультурное развитие страны. Как обстоят дела сегодня и какие новые механизмы привлечения кадров задействуются по стране, выяснила «Р».



«По поручению Главы государства разработано несколько важных документов, определяющих развитие непрерывного педобразования в нашей стране. В первую очередь это Концепция развития педобразования на 2016—2020 годы и план ее реализации. Для ее воплощения в стране создан учебно-научно-инновационный кластер непрерывного педобразования, — говорит ректор БГПУ имени     М. Танка Александр Жук. — И одна из главных наших задач — привлечение в педагогическую профессию интеллектуальной молодежи, занимающей активную гражданскую и жизненную позицию».

Но где взять молодых и активных? Перенять зарубежный опыт, вспомнить собственный? Например, пойти по пути создания пед-классов, как это попытались сделать в конце 1980-х — начале 1990-х, когда были явный дефицит педагогических кадров и низкие конкурсы в вузы на ряд педагогических специальностей. Но ведь тогда, несмотря на то, что у выпускников этих классов была возможность поступления в педвузы по системе совмещенных экзаменов, ситуацию с кадрами выправить не удалось. Были ли тому виной время, экономическая ситуация в стране, отсутствие перспективного планирования или все вместе, теперь сказать сложно. Но факт остается фактом: инициатива сошла на нет, а опыт был забыт.

Впрочем, подобные проблемы с педагогическими кадрами, говорят эксперты, испытывали тогда и впоследствии многие государства постсоветского пространства. Были они и в других странах Европы. Например, Чехия нашла свой выход: с 2011 года здесь активизировали работу педагогических лицеев и школ. «У них в условиях 13-летки, — говорит Александр Жук, — реализуются три модели профильного обучения: четырехлетняя программа интегрированной педагогической общеобразовательной подготовки с десятого класса, шестилетняя — с восьмого и восьмилетняя — с шестого класса. Выпускникам педшкол присваивается квалификация воспитателя детсада, помощника воспитателя в интернате, руководителя детского кружка, а также предоставляется право привилегированного поступления в педвуз». И система работает. 

О качественном отборе молодых людей в педвузы нашей страны задумались несколько лет назад, а в итоге в прошлом году сюда без экзаменов пришли медалисты. Первая измененная вступительная кампания показала: только в БГПУ имени М. Танка число медалистов увеличилось в пять раз, также в вуз пришли около 200 выпускников лицеев и гимназий. И это не случайность: тогда всем медалистам Минска и Минской области, а их было около тысячи человек, за подписью ректора БГПУ имени М. Танка направили приглашения поступать в педуниверситет. Письма были зачитаны на последних звонках директорами школ. В итоге многие ребята откликнулись.

Год назад вернулись и к обновленному варианту педклассов — сегодня они открыты более чем в сотне школ. Каким будет итог, покажет время. Пока, по словам Александра Жука, изучение этого опыта дает интересные результаты. «В середине учебного года БГПУ провел опрос учащихся педклассов и их учителей, — говорит он. — Оказалось, учащиеся делают выбор в пользу педклассов по нескольким причинам. Во-первых, для них это возможность изучения предметов на повышенном уровне, во-вторых, желание связать будущее с педагогической профессией,        в-третьих, по совету родителей. 85 процентов учителей и учащихся посчитали, что дополнительные занятия в педклассах полезны, независимо от того, планируют ребята связать свое будущее с педагогикой или нет. А еще опрос показал: треть ребят планируют в будущем сделать выбор в пользу педагогической профессии. 56 процентов опрошенных не определились, и это наш резерв, с которым нужно работать».

А что думают сами ребята? Учащаяся педкласса СШ № 6 Ирина Жданко признается: «Учиться очень интересно. Мы проходим различные тренинги, причем не только по педагогической тематике, но и направленные на внутреннее развитие личности — творческих способностей, лидерских качеств. Проводим тесты, чтобы лучше узнать себя, свои сильные и слабые стороны. Мы уже более целенаправленно смотрим в будущее, и ожидания от нас намного больше». Ирина выбирает в будущем между двумя предметами — математикой и литературой, а вот с вузом она определилась наверняка: это БГПУ имени М. Танка. И в том, что хочет быть педагогом, тоже не сомневается.

Впрочем, не она одна. Так же думают пускай не все, но многие ребята из ее 10-го «А» класса школы № 6 Минска, рассказывает классный руководитель Лариса Горбацевич. «В нашем  педклассе учатся 27 школьников — 18 девочек и 9 мальчиков. Вот так выглядит обязательное портфолио каждого из них, которое учащийся составляет в течение года, — листает она иллюстрированные страницы. — Оно состоит из двух частей: портфолио работ и личных достижений, потому что многие — участники научно-практических конференций и предметных олимпиад». 

Важно еще и то, что планка нынешних педагогических классов в школах достаточно высокая. Сюда не берут всех желающих. Например, в 10-й «А» пришли только те, у кого высокие баллы в аттестате (не ниже семи). А еще здесь углубленно изучают математику, русский и английский языки. Слабым ученикам это попросту не по силам. Пригодятся ли эти знания и навыки ребятам, если они в будущем не пойдут в педагогику? Без сомнений, убеждена Лариса Горбацевич. 

О высоких оценках также говорят, когда идет речь о приеме выпускников педклассов в вузы на педспециальности без вступительных испытаний. Тут есть несколько условий: ребята должны иметь в аттестате хорошие оценки, а по предметам профильных испытаний и вовсе не ниже восьми. «Это достаточно высокая планка», — не сомневается Александр Жук.  

Что ж, медленно, но верно негативные стереотипы о педагогических специальностях и работе педагога уходят в прошлое. Но все же во многом мы еще в начале пути. «Планируем увеличить число пед-классов, открыть хотя бы по одной педагогической гимназии во всех регионах страны», — говорит о планах на будущее Александр Жук. Но, наверное, самое главное — увлечь идеей педагогики всех подающих надежды молодых людей, обеспечить им достойную возможность самореализации в столь нужной и важной профессии. Зачастую, а об этом говорят и сами молодые люди, это куда важнее, чем даже финансовая составляющая. В конце концов, тот, кто решил быть учителем, не испугается никаких сложностей, убежден и победитель конкурса профессионального мастерства «Столичный учитель — столичному образованию» в номинации «Педагогический дебют» студент БГУ Иван Пугач: «То, что остается после урока — эмоции детей, их знания, их уважение, — все это значит гораздо больше, чем любые сложности».

veraart14@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter