Уверенным шагом наша страна вступает в эпоху цифровизации. Электронный документооборот в самых разных сферах, начиная от таможенного дела и заканчивая медициной, становится все более привычным делом. Разумеется, не остается в стороне и система образования — нынче в сумках не у всех школьников найдешь обычные бумажные дневники, а видео- и онлайн-уроки выручают во многих ситуациях. Это значит, что особыми навыками в сфере информационных технологий должны обладать и учителя. «Р» узнала у проректора по учебной работе Белорусского государственного педагогического университета Сергея Васильца, как организована подготовка будущих педагогов в условиях цифровизации образования.
Современные педагоги должны обладать особыми навыками в сфере информационных технологий.
— Сергей Иванович, во многих школах уже внедрены электронные журналы и дневники, практикуются технологии дополненной реальности, онлайн-уроки. Изменился ли в связи с этим подход к образованию будущих педагогов? Возможно, появились новые курсы, дисциплины или даже специальности?
— Три года назад мы начали контактировать с фирмой — разработчиком программного обеспечения для электронного дневника и журнала. Провели несколько вебинаров, обучили пользоваться ими своих преподавателей. Конечно же, включаем эту тематику в учебный процесс. В университете есть кафедра информатики и методики ее преподавания. Понятно, что специалисты в этой области совершенно на другом уровне изучают информационные технологии в образовании. У всех же остальных будущих педагогов, будь то биолог, географ или физрук, есть дисциплина, которая называется «Информационные технологии образования», которая знакомит студентов с функционированием этой системы, работой в программах Word, Excel. Правда, есть отличия с учетом специфики предметной деятельности. Например, преподаватели химии учатся работать с редактором формул, графикой, которая аккумулирует знаки элементов. Курс обучения завершается защитой проекта. Для студентки факультета дошкольного образования это может быть анимация сказки, факультета естествознания — электронный атлас рыб или птиц. На первых двух курсах преподаются основы, а затем студенты применяют и углубляют знания в своей конкретной области для изучения методик преподавания своих предметов. Любая курсовая, дипломная работа, посвященная методике преподавания, обязательно должна включать интерактивные возможности — видеофрагменты, презентации.
— Насколько велика цифровая грамотность современных студентов? Готовы ли они принимать и применять инновации?
— Студентов, которых нужно с нуля учить пользоваться компьютером, сейчас нет. Хотя, как и положено молодежи, у некоторых есть завышенная оценка своих программистских и пользовательских способностей. Мы даем основы, которые развиваются и закрепляются в ходе многочисленных практик. К слову, у нас налажена непрерывная система практик. На первом и втором курсах — ознакомительная, волонтерская, на уровне помощника классного руководителя, затем — помощника учителя-предметника. На втором курсе студенты один день в неделю проводят в школе, выполняя определенную учебную работу. В ходе производственной практики на третьем курсе, преддипломной на четвертом оттачивают полученные навыки, в том числе и работы с электронными документами.
Что касается готовности к инновациям… Как и все учебные заведения, в прошлом году мы испытали стресс, когда пришлось принимать радикальные решения по дистанционному обучению с помощью информационно-коммуникационных технологий. Не могу не рассказать о волонтерском образовательном онлайн-проекте «Будущие педагоги — детям». В апреле в условиях форс-мажорных обстоятельств студенты под руководством преподавателей разработали очень большой контент для школьников по различным предметам. Видеоуроки, презентации, различные медиаматериалы разместили на YouTube-канале БГПУ. Лидер по числу просмотров (около 30 000) — видеоролик «Вписанные и описанные четырехугольники», созданный третьекурсницей физико-математического факультета Викторией Плескач. Победителями конкурса на лучший студенческий онлайн-урок в рамках онлайн-проекта «Будущие педагоги — детям» стали студент четвертого курса Данила Ребковец за видеоурок «Кодирование графики, звука и видео», студентка четвертого курса Анастасия Богданчик за видеоурок «Мировой экономический кризис и страны Запада» и студентка третьего курса Екатерина Звежинская за видеоурок «Площадь трапеции».
Таким же образом разрабатываем соответствующий контент и для учебного процесса в университете.
Кроме того, победителем Международного молодежного конкурса стартапов Startup Heart стал проект «Умная дорога» студентов физико-математического факультета БГПУ. Он решает проблему экономии электроэнергии на дорогах. Специальные датчики на фонарях автострады фиксируют движение транспорта и определяют степень надобности и интенсивности освещения участка.
С первых дней обучения студенты активно работают в самой популярной в мире среде дистанционного обучения Moodle. Одновременно изучаются и учебный предмет, и формы подачи материала, закладываются основы будущей профессиональной деятельности.
— Позволяет ли развивать обучающие информационно-коммуникационные технологии материально-техническая база университета?
— Бюджетных средств всегда мало, хотелось бы больше (смеется). Но университет тратит на развитие материально-технической базы, в том числе информационной среды, и внебюджетные деньги. Не могу не отметить спонсорскую помощь. Благодаря поддержке ОАО «Приорбанк» и ряда компаний ПВТ мы открыли республиканский ресурсный центр образовательной робототехники. Это новое направление, которое в школе пока функционирует в виде факультативов, мы активно внедряем в учебный процесс. Вообще-то задумывался он для будущих физиков-информатиков и математиков-информатиков. Но понимая, чем интересуются дети, мы разработали соответствующий курс для студентов факультетов дошкольного и начального образования. Они изучают Scratch — визуальную событийно ориентированную среду программирования, а также простейшие основы робототехники. Это позволяет писать и реализовывать разные алгоритмы, чтобы «оживить» роботов, созданных детьми, заставить их выполнять некие элементарные действия.
Со спонсорской же поддержкой на факультете дошкольного образования появился центр инклюзивного образования — с мультибордами, интерактивными досками, видеокамерами. С помощью ООО «Пеленг», которое, к слову, долгое время возглавлял наш выпускник Владимир Покрышкин, завершаем оборудование современной аудитории для изучения астрономии. Там можно будет пользоваться телескопом с видеофиксацией, компьютерным оборудованием для лабораторных работ.
Работы, посвященные методике преподавания, обязательно включают интерактивные фрагменты.
— Боюсь, никакие IT-технологии не заменят детям теплого человеческого общения с учителем. Как научить педагога эффективно их совмещать?
— Действительно, никакой видеоурок не заменит живого общения глаза в глаза. Это очень важно — смотреть, чувствовать. Ведь каждый урок как спектакль, он неповторим. Одни и те же дети бывают в разном настроении вчера и сегодня. Компьютер этого не заметит. Поэтому умение общаться — важное направление нашей работы.
nevmer@sb.by
Онлайн-контент для школьников, образовательная робототехника: как будущих педагогов готовят к цифровизации образования
Школе пора войти в IT
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.