Школа выживания.

Почему наши дети пасуют перед экстремальными ситуациями и оказываются не в состоянии обеспечить свою безопасность?

Почему наши дети пасуют перед экстремальными ситуациями и оказываются не в состоянии обеспечить свою безопасность?

В прошлом году на водоемах Беларуси утонуло 42 ребенка. А не окажись рядом спасателей, трагически оборвалась бы жизнь еще 214 детей. Да, за последнее время количество погибших на воде несовершеннолетних сократилось более чем в два раза. Безусловно, это прогресс. Однако для родителей, которые больше не смогут обнять своего ребенка, такая статистика вряд ли послужит утешением.
Почему дети пасуют перед водой? Ответ очеви-
ден — потому что для них она остается незнакомой и не-подвластной стихией. Как отметил заместитель премьер-министра Анатолий Тозик, сегодня умеет плавать лишь каждый третий младший школьник. И это действительно проблема, поэтому данный пробел необходимо ликвидировать.
К сожалению, многие родители считают это делом второстепенным, а то и ненужным. Рассуждают примерно так: “А зачем? Дальше от воды, меньше беды”. С одной стороны — логика здесь есть. А с другой? Водить свое чадо за ручку всю жизнь не будешь. Предугадать все невозможно, да и предпринимать такие попытки бессмысленно. Вспомните хотя бы сказку про Спящую красавицу.  Король с королевой спрятали от принцессы и веретено, и иголки, и другие колюще-режущие предметы, а она уколола пальчик шипом розы... Так и здесь. Чтобы захлебнуться, море искать вовсе не нужно. Опасность может поджидать везде. Ведь маленькие дети очень часто тонут даже в бочках для полива огорода, в ванной и в надувных дачных бассейнах.
Впрочем, проблема заключается не только в нежелании. Многие взрослые и рады бы, чтобы их сынишка или дочка научились держаться на воде, да только никуда не могут их пристроить. К примеру, в густонаселенном микрорайоне, где я живу, всего один бассейн. Это при том, что здесь куча новостроек и практически в каждой получили квартиры семьи с детьми. Чтобы приобрести дефицитный абонемент на этот год, необходимо было отстоять трехчасовую очередь... еще в августе. Сейчас предпринимать какие-либо попытки уже бесполезно, остается ждать следующего года. Нынешней осенью рядом с нашим домом сдали в эксплуатацию еще одну школу. Сразу же с радостью побежала записывать дочку на плавание. И получила от ворот поворот: “А у нас бассейна нет, только два больших спортивных зала”. Спрашивается, кому пришла в голову мысль строить такое “современное” учебное заведение? Непонятно. И как будут местные школьники учиться плавать — неизвестно. 
Между тем такие вопросы вызваны вовсе не праздным интересом. Ведь речь прежде всего идет о безопасности наших детей. В связи с этим сразу вспомнилось недавнее событие в Ставропольском крае. Первоклассница Аня Бугаева вытащила из ледяной проруби двоих детей. Необычная новость всколыхнула весь интернет. Эта девчушка достойна восхищения не только потому, что совершила настоящий подвиг. Не менее поразительно другое: быстрота реакции семилетней девочки, которая не запаниковала, не стушевалась, а стала действовать. И спасла свою подружку и четырехлетнего малыша. Согласитесь, не каждый взрослый способен на такое. Не знаю кому, школе, родителям, спасателям, говорить “спасибо” за такую подготовку. Но ясно одно: эта девчушка вряд ли потеряется в сложных обстоятельствах. Чего не скажешь о многих наших детях.
Современные ребята разбираются во многих вещах, без труда расскажут, чем отличается смартфон от iPod, скачают из интернета фильм или музыку, найдут в сети любую информацию. А вот простых житейских знаний им зачастую не хватает. Тех знаний, которые помогут сориентироваться в экстремальной ситуации и обеспечить свою безопасность. А попросту говоря, выжить.  Спросите у своего ребенка, в курсе ли он, как себя вести во время  пожара или в неуправляемой толпе, что делать, если заблудился в лесу, какие растения и ягоды являются съедобными, как остановить кровь. Не сомневаюсь, в восьми из десяти случаев вы услышите: не знаю. Причем и от взрослых тоже.
Да, о таких ситуациях школьникам рассказывают. Однако, как правило, подобная информация остается на бумаге, а не в головах детей. Почему? Мы разучились думать и полагаться на свою интуицию. Как только возникает какой-то вопрос, сразу же мчимся к компьютеру — надо посмотреть в интернете. Никто не спорит, что техника — это замечательно. Она здорово облегчает наше существование. Но при этом не должна подменять реальность. А получается, что зачастую мы не в состоянии и шагу ступить без подсказки новомодных штучек. Но ведь жизнь вещь непредсказуемая, и рано или поздно таких “помощников” может рядом не оказаться. Что тогда? На кого надеяться? Только на себя.
Иностранные языки, танцы, дизайн, театральная студия — жизнь современного школьника насыщена до предела. Одна моя знакомая рассказывала, что ее второклассник-сын после посещения кружков вечером ложится дома на ковер и полчаса его никто не в состоянии сдвинуть с места. Так устает. Понять родителей можно. Они стараются обеспечить своему чаду максимальное развитие, дать хороший стартовый капитал знаний. Безусловно, от этого зависит будущее ребенка, его успешная карьера. Но почему-то при этом папы с мамами забывают, что детей нужно учить и другому: безопасности, общению с природой и со стихией, умению искать и находить выход в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях. Незатейливым мелочам, которые помогут предотвратить беду. На одной чаше весов карьера, на другой —  жизнь? Согласитесь, без второго не будет и первого. Но вот как не упустить из виду эти важные моменты, найти баланс, не перегнуть палку? Пожалуй, это самое сложное для каждого родителя.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter