Школа: возможны варианты

Судьбу школьной реформы и дальнейшие пути развития общего среднего образования обсуждает созданная по поручению Президента Беларуси комиссия во главе с первым заместителем главы Администрации Президента Анатолием РУБИНОВЫМ. Обозреватель «НГ» присутствовала на одном из недавних совещаний.

Условия уже известны
-- Белорусская система образования -- как высшая, так и общеобразовательная школа -- занимает ведущие позиции среди стран СНГ, -- предварил диалог Анатолий Рубинов. -- Естественно, идущий впереди ошибается чаще. Но не надо расценивать реформу общеобразовательной школы как сплошную ошибку. Мы продолжаем двигаться вперед, просто пришел момент четко определить свое отношение к 12-летке. Предстоит аккумулировать, проанализировать накопленный опыт и предложить оптимальную схему обучения.
По словам Анатолия Рубинова, основные параметры будущей общеобразовательной школы уже определены:
-- общая продолжительность обучения составит 11 лет;
-- готовые к обучению дети будут садиться за парты с 6 лет;
-- учиться предстоит 5 дней в неделю;
-- массовые школы будут работать по единой программе, без разделения на профили.
Все эти постулаты внесены в проект декрета Президента Республики Беларусь, который, как предполагается, вступит в силу уже с 1 сентября 2008 года.
Дискутировать осталось лишь о степени сложности школьной программы, количестве часов и предметов, объеме домашних заданий. И о статусе, учебных планах, правах сегодняшних гимназий и лицеев. Ведь единая программа массовых школ им явно тесна.
Просто ли перейти на «обычный режим»?
Одиннадцатилетка, а тем более пятидневка, несомненно, устроит огромное большинство родителей, которые озабочены перегрузками своих детей-школьников.
Но, голосуя за сокращение сроков обучения, большинство из них не задумывалось, что в этом случае придется отказаться от некоторых уроков, загрузить субботу факультативами и подрезать каникулы. Разработанный Министерством образования единый учебный план предполагает, что только ученики начальной школы в субботу не придут в школу, а на летние каникулы отправятся в первый день лета. Ученики 5--11-х классов посвятят субботу спортивным, массовым и воспитательным мероприятиям, в 9—11-х классах суббота будет также занята факультативами и курсами по выбору, которые придут на смену профильным классам. Учебный год для средних и старших школьников, как предполагается, растянется до 20 июня.
Труднее всего придется тем, кто сейчас оканчивает 10-й класс по программе 12-летки. Им предстоит завершить школьную дистанцию в финальном рывке -- за год. Сегодняшним девятиклассникам осталось учиться два года. По данным Министерства образования, самая горячая абитуриентская кампания за текущую пятилетку случится летом 2009 года. Общеобразовательная школа выпустит тогда 107 тысяч молодых людей. Для сравнения: нынешним летом стены школ покидают примерно 90 тысяч потенциальных абитуриентов, в 2010-м -- 78 тысяч, в 2011-м -- 71,6 тысячи, в 2012-м -- 65,6 тысячи… Форсировать учебу не придется только десятиклассникам, которые занимаются в лицеях. Эти учебные заведения признаны экспериментальными и заслуживающими право на особое отношение.
Примерный учебный план общеобразовательной школы содержит и другие новации: перечень школьных экзаменов пополнит испытание по иностранному языку, количество уроков физкультуры сократится с 3 до 2 в неделю, а количество уроков иностранного языка увеличится, исчезнет предмет «Отечественная и мировая художественная культура», а музыку и пение предполагается оставить только в начальной школе… Эти и иные нововведения -- в стадии обсуждения. Порой весьма эмоционального, потому что каждый талантливый педагог немного «предметный шовинист», а каждый директор школы искренне хочет сохранить весь свой коллектив.
-- Два года будут проблемные, затем школа войдет в обычный режим, -- пообещал заместитель министра образования Казимир Фарино.
Почта «НГ» свидетельствует, что для родителей, дети которых оканчивают школу именно в «проблемные» годы, это слабое утешение.
Учителям пересмотрят нагрузку
-- Пересматривая учебные планы, мы хотим улучшить жизнь учителей, -- заверил Анатолий Рубинов. -- Поэтому предполагаем снизить нагрузку, повысить доплаты за категории, установить квалификационные категории молодым специалистам с высшим и средним специальным педагогическим образованием…
Проект декрета предполагает также увеличить объем бюджетных средств, направляемых на стимулирующие выплаты педагогам, повысить тарифные оклады руководителям учреждений образования и их заместителям из числа педагогических работников.
Впрочем, не зарплатой единой живы учителя, иначе они выбирали бы себе другую профессию. Большинство участников совещания беспокоились не о деньгах, а о том, что с отказом от профильного обучения потеряют «своих» учеников и возможность работать с ними в полную силу.
-- В 116-й минской школе три направления -- общеэстетическое, физико-математическое и правовое, -- рассказала учитель истории этой школы Валентина Барабаш. -- Школа заключила договора с БНТУ и академией МВД, мы готовим на повышенном уровне. Если профильные классы закроются, количество часов сократится, уровень подготовки неминуемо снизится. И как объяснить старшеклассникам, что с 1 сентября они уже не лицеисты, а обычные школьники?
-- На минувшей международной олимпиаде по математике Беларусь достойно представили шесть учеников, четверо из которых учатся в нашей школе, -- поддержал учитель математики столичной школы № 41 (с архитектурным уклоном!) Борис Комраков. -- В наш профильный математический класс едут жители разных микрорайонов. Устранение профильного образования -- большая ошибка, ваш декрет уничтожит школу.
-- Давайте будем ориентироваться не на олимпиады, а на потребность страны в специалистах, -- не согласился Анатолий Рубинов. -- Дайте каждому ученику нормальное, толковое среднее образование и возможность углублять знания на факультативах. Не ломайте то, что создано в вашей школе, но пусть эти занятия идут на добровольной основе. Деньги, которые высвобождаются в случае перехода на одиннадцатилетку, могут быть направлены на развитие внеклассной работы.
-- Во всем должна быть система, -- поддержала заместитель главы Администрации Президента Наталья Петкевич. -- Чтобы ввести профили обучения в систему образования, необходимо, чтобы они были в каждом селе, в каждой малокомплектной школе. Поэтому о профилях надо забыть.
Под знаком равенства
Физико-математических, медицинских, педагогических, экологических и иных классов больше не будет. По замыслу инициаторов преобразований, только четыре вида спецклассов имеют право на жизнь -- с хореографическим, музыкальным, театральным и изобразительным уклоном.
По мнению министра образования Александра Радькова, единая общеобразовательная школа создаст равные условия городским и сельским детям. Правда, элемент неравенства все же сохранится: большинство гимназий работают в городах и для сельских детей труднодоступны. Может, белорусской системе образования вообще отказаться от гимназий?
-- Тогда надо закрывать все музыкальные школы, потому что не у всех сельчан есть возможность учить детей музыке, -- возразила Наталья Петкевич.
-- Я за то, чтобы гимназии остались, потому что престиж гимназического образования высок, -- от имени сельчан сказала заместитель директора Дубовлянской общеобразовательной школы Минского района Тамара Андриевская. -- Но сельские жители, которые осознают ценность образования, повезут своих детей в городские гимназии. Будут ли брать городские гимназии наших учеников? Ведь в законе «Об общем среднем образовании» записано, что родители имеют право выбирать учреждение образования.
-- Просчитано ли, какой конкурс образуется в гимназии и лицеи, если исчезнут профильные классы, и сколько жалоб от родителей не попавших туда учеников поступит в Министерство образования? Не возродится ли «телефонное право» на этапе зачисления в эти учреждения? Не уйдут ли потенциальные гимназисты в частные школы? -- поддержали Тамару Андриевскую педагоги.
Точку в дискуссии поставил Анатолий Рубинов: гимназии останутся, но им придется регулярно подтверждать свой статус. Поскольку требования к этим учебным заведениям будут ужесточены, их количество может заметно сократиться. Сейчас в Беларуси 186 гимназий (9 процентов от общего количества школ) и 36 лицеев.
Говорить о предстоящих школьных переменах можно пока лишь предположительно. Но уже с достаточно большой долей вероятности.
Следующее совещание, посвященное отдельным вопросам общего среднего образования, намечено на 14 мая.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter