Школа ожидает “двойню”

Через полгода искать свое место в жизни будет самый массовый выпуск базовой школы – 230 тысяч молодых людейНеправда, что все они мечтают о студенческой скамье: по статистике, на старшую школьную ступень попадает около 60 процентов учеников. Остальные становятся учащимися средних специальных или профессионально-технических учебных заведений.40 процентов – это более 90 тысяч молодых людей. Хватит ли им мест в учебных аудиториях колледжей и ПТУ? И правда ли, что выпускникам базовой школы с 2009 года тоже придется сдавать централизованное тестирование?

Слухи о централизованном тестировании поползли после того, как на сайте Республиканского института контроля знаний появилось объявление о вакансиях “в связи с созданием управления по разработке и сертификации тестов для выпускников базовых школ”.
— Да, мы готовимся к тому, чтобы будущим летом в порядке эксперимента провести испытания для выпускников базовой школы в отдельных учебных заведениях в форме централизованного тестирования, — не стал отрицать информацию директор РИКЗ Николай Феськов. — Предполагается, что в случае успешного эксперимента с 2010 года централизованное тестирование будут сдавать все поступающие в ссузы на базе 9-летнего образования.
Директор РИКЗ признался, что сам к нововведению относится осторожно: существует опасность, что учителя примутся натаскивать девятиклассников на тесты в ущерб школьной программе.
Директор столичного профессионального лицея № 2 Василий Букланов считает, что лучший способ отбора в его, например, учебное заведение — конкурс аттестатов. Причем и для выпускников базовой школы, и для обладателей аттестата об общем среднем образовании:
— Мы имели практику проведения экзаменов, но пришли к выводу, что это не совсем корректно по отношению к выпускникам. Баллы аттестатов реально отражают их рейтинг.
Минувшим летом конкурса среди поступающих в лицей на базе 9 классов не было. А вот среди 11-классников конкурс на престижные специальности (страховой агент, оператор ЭВМ) составил 2,5 человека на место.

В два этажа столы стоять не будут

Летом 2009 года набор в профессиональный лицей № 2, как и в другие учреждения профессионального образования, будет увеличен. На сколько?
— Все зависит от количества детей, которые ориентированы на получение рабочих специальностей, — объяснил первый заместитель начальника управления образования Гомельского облисполкома Владимир Петрусенко. — Мы уже просчитали, что учреждения профтехобразования области смогут принять дополнительно около 4 тысяч молодых людей. То есть набор может увеличиться вдвое, и это не вызовет потрясений в работе ПТУ, профессиональных лицеев и колледжей. Случится необходимость — расширим штат преподавателей и мастеров, мы просчитывали этот шаг еще во время работы межведомственной комиссии по подготовке проекта декрета № 15, вернувшего школу к 11-летке.
От предложения спрогнозировать конкурсы в ПТУ летом 2009 года мой собеседник отказался: не готов. Заметил только, что некоторые молодые люди, не прошедшие в отдельные учреждения профтехобразования по конкурсу, легко поступили в ссузы.
— Это свидетельствует о повышении престижа рабочих специальностей? — предположила я.
— Скорее о том, что в училищах есть востребованные специальности, а в ссузах и вузах — не очень популярные. Чтобы закрыть потребность региона в кадрах, причем по всем направлениям, необходима серьезная профориентационная работа.

Поквартирный опрос и рабочий вопрос

Все-таки отношение учеников к рабочим специальностям меняется, заочно возразила Владимиру Петрусенко педагог-психолог столичной школы № 148 Ольга Бартош:
— Минувшим летом число выпускников нашей школы, которые поступили в ПТУ, возросло с 8 до 12—15 процентов. Возможно, старшеклассники испугались одиннадцатилетки и предстоящего повышенного выпуска. Может, разглядели перспективы, которые открывает востребованная рабочая специальность. Самые популярные среди наших учеников специальности связаны со строительством, машиностроением, полиграфией, общественным питанием, торговлей. 
По словам Ольги Бартош, все девятиклассники, которые летом не смогли поступить в избранные учебные заведения, вернулись в школу. Школа ни на минуту не выпускала их из поля зрения: во время каникул классные руководители и психологи еженедельно обзванивали своих детей и уточняли, на каком этапе поступления те находятся. В кулуарах это называется “поквартирный обход”: каждая белорусская школа ежемесячно представляет в отделы образования информацию о своих выпускниках.
— Те ученики, которые вернулись в школу, не обязательно слабые: возможно, они просто выбрали не самый верный путь в профессию. Работа педагога-психолога как раз заключается в том, чтобы помочь каждому из них вывести индивидуальную траекторию.
Собственная траектория порой открывает неожиданные горизонты. В последнее время ПТУ страны открыли много интересных специальностей. Почему бы вам не сделать карьеру модистки головных уборов? И неужели не влечет романтикой перспектива стать слесарем-сборщиком летательных аппаратов?
Тем, кто помогает молодым рукам тверже намечать линию профессионального пути, тоже нужна помощь. Классных руководителей, педагогов-психологов и социальных педагогов школ готовы снабдить целым набором материалов сотрудники Республиканского центра профориентации. Приходящие в центр школьники могут пройти компьютерную диагностику профессиональных склонностей. Но до декабря все сеансы диагностики уже расписаны.

Авторитетно По мнению министра

Выпускники базовой школы не останутся без профессионального образования и первого места работы, пообещал “НГ” министр образования Александр Радьков:
— Мы просчитываем ситуацию и видим, что прием выпускников базовой школы в систему профтехобразования можем увеличить до 50 процентов, — сказал министр. — Более того, мы будем рекомендовать эти учебные заведения родителям и детям, объяснять, что рабочая профессия открывает много возможностей. Интерес к подготовке рабочих кадров высок во всем мире. Если мы построим систему подготовки кадров в виде пирамиды, то рабочие профессии — ее основа.
Основная проблема системы профтехобразования не связана с увеличением числа выпускников. Главное — качество: мы хотим, чтобы выпускники владели новейшими технологиями, знакомились с современными материалами. Этого требует жизнь: Беларусь сейчас строит жилья больше, чем в советские годы. А строителей в стране намного меньше, потому что изменились технологии: раствор носилками на стройках уже не носят. Фирмы заинтересованы в хороших специалистах, и они, как базовые предприятия, поставляют материалы, обучают мастеров. Училище сложно оснастить самой современной технологией, поэтому мы определили базовые предприятия и работаем рука об руку с заказчиком.
Вторая проблема — распределение кадров по профессиям. Можем увеличивать набор на строительные специальности и в три, и в пять раз, но тогда промышленности не хватит токарей и слесарей. Нам надо равномерно распределить подготовку специалистов, а это очень тонкая работа с заказчиком. Случалось, предприятие просило сразу тысячу выпускников, потому что выиграло крупный тендер. А год назад заказывало всего 150. Где же взять остальных?
— Сможет ли общеобразовательная школа принять в 10-й класс всех желающих?
— У нас есть “запас”: еще несколько лет назад школы принимали на старшую ступень по 150 тысяч детей. А мы школы не закрывали, за исключением малокомплектных в сельской местности.
В целом белорусская система образования может гордиться преемственностью разных ступеней образования. Мы это воспринимаем как должное. Но на днях я разговаривал с министром иностранных дел Никарагуа. Он поделился проблемами образования в этой стране: низкая мотивация, 30 процентов населения неграмотно, и большой разрыв между школой, профтехобразованием, системой высшего образования.
— Многие ПТУ комплектуются с большими трудностями: в Минске, например, контрольные цифры приема нынешним летом выполнены лишь на 92,3 процента...
— Проблемы были только в Минской области, в целом мы все места заполнили. Пошли на то, чтобы комплектовать профтехучилища в течение года: приходят юноши из армии — группа формируется и приступает к занятиям.
Конечно, рабочие профессии должны быть привлекательными — зарплатой, социальным пакетом, условиями труда. Мы должны работать, популяризируя их. В частности, будем на 20 процентов поднимать зарплату мастерам производственного обучения, они ведь ключевые фигуры в системе профтехобразования. Мы внесли эти предложения в Совет Министров, буквально на днях ждем решений.

 В ТЕМУ

* Наиболее востребованными рабочими профессиями в городах являются водитель, каменщик, слесарь, электромонтер.
* Трудно устроиться продавцам непродовольственных товаров, парикмахерам.
* Среди специалистов и служащих востребованы врач, инженер, медицинская сестра.
* В избытке бухгалтеры, экономисты, педагоги, товароведы, юристы, техники-технологи.
* Вакансии на селе: тракторист, оператор машинного доения, животновод, водитель, ветеринарный врач, инженер, агроном, зоотехник. Не востребованы бухгалтер, экономист, воспитатель, культорганизатор.

Только цифра

Количество выпускников учебных заведений профтехобразования, зарегистрированных в качестве безработных, снизилось с 1,0 процента в 2006 году до 0,5 процента в 2008 году.


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter