Школа начинается с базара

Полмесяца — учебный год. Самое время отправиться за покупками...
Полмесяца — учебный год. Самое время отправиться за покупками. И если еще лет пять назад родители спешили в основном на рынки, то сегодня — в магазины и на школьные базары, которых сейчас по стране более 600. Представители министерств образования и торговли, а также Беллегпрома и Белкоопсоюза решили увидеть своими глазами, как обстоят дела в магазинах Минска и Минской области.

Остановка первая — ЦУМ. Крупнейший универмаг проблем с ассортиментом уж точно не испытывает. Да и покупателей хоть отбавляй. Поэтому в самых популярных секциях в августе работает на 4 — 5 продавцов больше. Среди посетителей немало и приезжих. Третьеклассник Вадик с мамой уже третий год подряд к школе закупается в столице. В родных Осиповичах выбор чуть меньше, но тут еще и дело привычки. В Минск они едут не только купить все необходимое к 1 сентября, но и за новыми впечатлениями. А сегодня им как постоянным клиентам обещали дисконтную карту!

Удача улыбнулась и пятикласснику Саше, в костюме которого оказался лотерейный билет. Ну и пусть рукава пиджака придется чуть подложить, такая услуга предоставляется теперь прямо в магазине. Рукава костюма, наоборот, коротковаты, а пару обуви нужного размера увели прямо из–под носа? Тоже не беда. В универмаге пошли навстречу клиентам: в книге заказов можно оставить заявку с нужными параметрами, и в течение недели вам позвонят: приезжайте, заказ готов!
К слову, школьная форма в 95 процентах случаев — отечественная. У нас сегодня в этой нише работает около 40 производителей, причем самым активным образом. То, что не успели продать к открытию школьного сезона, уходит в течение года. Директор ЦУМа Федор Корбан обращает внимание на детские куртки:
— Это сейчас они спросом не пользуются, лето все–таки. Поэтому с мая до осени ассортимент накапливается до 8.000 единиц, которые потом успешно распродаются.

Товары для школьников в большинстве своем белорусские. Например, 70 процентов тетрадей, наборов бумаги, половина из имеющихся на прилавках ручек–карандашей. А вот, скажем, фломастеры лежат исключительно российские или украинские. Свое производство еще не налажено. Отдельная история — рюкзаки. Две трети — тоже отечественные, по санитарным нормам претензий нет. Но если от ассортимента для младших школьников глаза разбегаются — более 200 красочных моделей! — то для старшеклассников выбор заметно уже. Нет у нас еще и яркой завлекающей рекламы школьных товаров. Разве что голосовые ролики, которые время от времени крутятся в магазине.

Остановка вторая — торговый дом в Дзержинске. Вячеслав Драгун, заместитель министра торговли, с гордостью констатирует:
— Ассортимент едва ли уступает столичному!

Галина Шилак, директор кооппромторга, подтверждает:
— Да, в этом году заявки торговли предприятия выполняют заметно лучше. Модели одежды и обуви стали интереснее и разнообразнее. Выходит, прислушались к замечаниям покупателей?

Родители выбором тоже довольны. Подбирают даже сразу по нескольку комплектов. Третьеклассник Паша Хмелевский уже с костюмом определился. Осталось выбрать туфли. Правда, отмечают продавцы, покупателей район теряет за счет столицы, ведь многие работают в Минске, там же и запасаются к школе. Здесь нашли свой подход. Например, беспроцентный кредит на 3 месяца, если покупаешь на 1 млн. и более рублей, 5–процентная скидка родившимся в августе и даже подарочные сертификаты на покупку школьных товаров на 200 тысяч рублей.

И все же опять мы столкнулись с проблемой, замеченной еще в минских магазинах. Василий Будкевич, заместитель министра образования, признает: уголки школьника больше рассчитаны на учеников младших классов. С другой стороны, оно и понятно. Именно первоклашкам сегодня надо купить все и сразу.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter