Школа контролерского мастерства

Контролирующие органы окупили себя за полугодие четырехкратно

Проверяющие должны быть аналитиками

В развитых странах налоговые проверки не обрушиваются на компании как снег на голову. Например, в США фискальные органы стараются проверять предприятия лишь в том случае, если их платежи существенно отклоняются от прогнозных показателей. В Германии выездные ревизии строятся по принципу ежегодного аудита, который защищает компании от любых претензий в будущем. Причем налоговики обязаны еще накануне проверки поставить проверяемую фирму в известность о намерении ее проведения, а по итогам обязательно обсудить с налогоплательщиком результаты ревизии. По этому же пути начали двигаться и в нашей стране: после подписания Указа N 510, который позиционировался как механизм кардинального сокращения проверок и исключения дублирующих полномочий контролирующих органов, число визитов проверяющих на предприятия действительно уменьшилось, а вот эффективность этих посещений увеличилась.

На самом деле вступивший в силу полгода назад Указ № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», что называется, совпал с глобальными тенденциями. За последние два года количество проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий в стране снизилось более чем в два раза. Так что документ, коренным образом изменивший принципы и методы контрольной работы, лишь поспособствовал госорганам в их желании играть «в открытую». По данным Комитета госконтроля, в координационный план совместных проверок, которые будут проводиться во втором полугодии 2010 года с участием двух и более контролирующих органов, включено 7,1 тыс. мероприятий. Это примерно четверть всех плановых визитов. Как отмечают представители бизнеса, подобная «комплексность» им весьма на руку: если раньше некоторые ведомства изыскивали возможность под различными предлогами в обход законодательства «осмотреть» документацию предприятия повторно, что серьезно сказывалось на эффективности бизнеса, то теперь проверять будут реже, зато обстоятельно. Кстати, в сравнении с первым полугодием количество «комплексных» проверок сократилось на 3,4 тыс. При этом определено, что порядка 37 % из числа тех, что пройдут до конца 2010 года, затронут мониторинг финансово-хозяйственной деятельности, а 63% — будут надзорными.

Сокращение числа проверок не сказывается на их качестве. Как отмечает председатель КГК Зенон Ломать, итоги проведенных в первом полугодии контрольных мероприятий вызывают оптимизм. По результатам работы ведомства, сумма примененных административных штрафов за первые шесть месяцев года возросла на 10, 6 % и достигла Br 140,5 млрд. «Комитетом взыскано, восстановлено в бюджет и обращено в доход государства денежных средств в 2,1 раза больше, чем в соответствующий период 2009 года, — в общей сложности порядка Br 235 млрд., — рассказывает глава КГК. — Причем следует отметить, что это «живые» деньги и они составляют примерно четырехкратный бюджет, который идет на поддержание в стране института контрольной деятельности». В свою очередь Департаментом финансовых расследований КГК за первые шесть месяцев нынешнего года было возбуждено 816 уголовных дел, в суды направлено 324. В результате деятельности ДФР КГК в доход государства поступило денежных средств и товарно-материальных ценностей на сумму Br 98,5 млрд. (в первом полугодии 2009 года — Br 85,2 млрд.), в том числе денежных средств — Br 58,9 млрд.

Примечательно, что сегодня сфера внимания КГК не ограничивается выявлением экономических или налоговых преступлений. В зону интересов ведомства входит все, что так или иначе касается качества жизни населения, будь то производство или торговля, транспорт или потребительский рынок. И всякий раз вмешательство комитета выявляет системные неполадки в работе предприятий. По итогам своих визитов специалисты КГК проводят анализ ситуации и предлагают пути решений проблем. Так, в первом полугодии главе государства было направлено 138 информационно-аналитических материалов, в правительство — 93 письма, содержащих выводы и предложения. «Контроль — это важная, но отнюдь не главенствующая функция КГК, — поясняет Зенон Ломать. — Помимо поиска недочетов, ведомство должно сконцентрироваться на аналитической работе: не только выявлять нарушения, но и предлагать возможные пути решения проблем».

Недавно глава государства раскритиковал КГК, обозначив, что ведомство должно более системно подходить к контрольной деятельности и стараться исследовать проблемы комплексно. Председатель КГК потребовал от своих сотрудников в каждом отдельном случае проводить комплексный анализ деятельности предприятия по всем вопросам, которые находятся в компетенции комитета. В частности, планируется углубить направление обеспечения экономической безопасности. «Прежде чем выходить с той или иной проблемой на главу государства, мы должны разобрать эту ситуа­цию детально и глубоко. При-чем со всеми заинтересованными структурами — правительством, министерствами, ведомствами, непосредственными исполнителями. И только в том случае, если у нас что-то не получается или нас не понимают, мы вынуждены будем выходить на Президента», — отметил Зенон Ломать.

Во втором полугодии Комитет госконтроля намерен проверить реализацию ряда государственных, региональных и отраслевых программ. В частности, ведомство уделит внимание жилью, развитию малых и средних поселений, сохранению и использованию мелиорированных земель, а также агропромышленному комплексу. Специалистам КГК предстоит дать оценку реализации важнейших инвестиционных и инновационных проектов, провести проверки эффективности использования государственной собственности, топливно-энергетических ресурсов, соблюдения земельного, природоохранного и налогового законодательства. Кроме того, им придется детально изучить состояние потребительского рынка республики, а также провести анализ импорта и оборота товаров иностранного производства на территории Беларуси.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter