Школа. Как много в этом слове...

Завтра мы будем признаваться им в любви, дарить букеты ломких осенних хризантем, изливать душу.
Завтра мы будем признаваться им в любви, дарить букеты ломких осенних хризантем, изливать душу... Кому, спрашиваете? Неужто в будничной круговерти забыли! Завтра - День учителя. Наверное, немножко взгрустнется: педагогам - оттого что годы бегут и любимые ученики уходят в самостоятельное плавание, вчерашним ученикам - оттого что детство осталось позади и нет рядом мудрых наставников. Зато есть повод купить цветы, набрать номер любимого учителя и - встретиться.

Виновникам торжества преподнесут никак не меньше 150 тысяч букетов. Именно столько в стране школьных учителей. Всего же в системе образования - детских садах, ПТУ, ссузах и вузах - трудятся 434 тысячи педагогов. Это как раз тот случай, когда количество свидетельствует о качестве. У современной молодежи есть желание учиться: в нынешнем году последний звонок прозвенел для 87.100 выпускников школ. Но на этом их путь к знаниям не закончился. 74.209 вчерашних школьников стали студентами - более 85 процентов всех выпускников. Значит, школьные годы не прошли даром. И в этом заслуга прежде всего их учителей.

В первое октябрьское воскресенье каждый сеятель разумного, доброго, вечного имеет полное право забыть об уроках, о шуме перемен и посвятить этот день себе. Впрочем, наверняка даже за праздничным столом дарители знаний будут говорить о школе. Учителя есть учителя. И, к слову, им есть что обсудить...

Хлеб педагогический нелегкий. Это признают все. Никто не спорит с тем, что и оплачиваться такой труд должен достойно. Педагоги, имеющие категорию и стаж, зарабатывают сегодня неплохо - в среднем набегает 300 тысяч в месяц. А вот молодые специалисты получают немного. Поэтому новость о предстоящем повышении зарплаты будет весьма кстати: в будущем году учительская зарплата должна увеличиться почти наполовину.

Немаловажно и то, в каких условиях приходится учить. Одно дело объяснять, скажем, теорему Пифагора на пальцах и совсем другое - с помощью компьютера. Образовательный стандарт - один компьютерный класс на школу - формально выполняется. Только вот во многих таких классах техника допотопная. В главном образовательном ведомстве страны решили приготовить ко Дню учителя сюрприз - подарили школам 20 компьютерных классов. Об информатизации учебного процесса заботятся на самом высоком уровне: укрепление школьной компьютерной базы в республиканском бюджете на будущий год прописано отдельной строкой, на эти нужды планируется выделить миллиард рублей.

Что может быть оптимистичнее, чем школа-новостройка? Раз строится школа - значит, жизнь продолжается. Увы, объемы строительства вслед за снижением рождаемости сократятся. Мало того, будут продолжать закрываться и так называемые малокомплектные школы. При этом, по словам министра образования Александра Радькова, ни в коем случае нельзя допустить безработицы среди учителей. Попавших под сокращение нужно трудоустроить, а о том, где будут работать будущие учителя - сегодняшние студенты, следует подумать заранее. Еще недавно казалось - далекая перспектива, но... уже в этом году дал о себе знать дисбаланс между количеством выпускников педвузов и реальными потребностями работодателей, районных отделов образования. Со следующего года планы набора на педагогические, как, впрочем, и на любые другие, специальности планируется формировать прямо пропорционально числу заявок с мест. Впрочем, нет худа без добра. За счет сэкономленных в результате реструктуризации школьной сети средств, считает министр, стоит всерьез заняться внешним видом оставшихся школ. Словом, новому, реформированному, содержанию - новая форма.

Впрочем, это все будни. А на пороге - праздник. Дорогие учителя, отложите в сторону непроверенные тетрадки, забудьте про завтрашние заботы. Ваши ученики ждут вас!

Владимир Жбанов, скульптор

: - В 5-м классе учительница химии показала нам фокус. Бросила медную монетку в какую-то жидкость, и монетка стала серебряной. Эффект был потрясающий. Все захлопали в ладоши, а на перемене "свистнули" эту жидкость из лаборатории. Засыпали в нее мелочь. И уже через несколько минут за 2 - 3-копеечные монетки, которые посеребрились и стали похожи на 10 и 20 копеек, покупали в школьном буфете булочки. Буфетчица, особо не приглядываясь, брала деньги. И только в конце дня обнаружила, что дети обвели ее вокруг пальца. Разборки устроили на всю школу. Получила по шапке и учительница. Она, жена лейтенанта, открытая, добрая, просто не ожидала, что офицерские детки так поступят. Химию, кстати, я не знал. Со мной сидел отличник Леша Пушкин, который решал мне все контрольные. А когда меня вызвали однажды отвечать устно, я и слова вымолвить не смог. На что учительница сказала: "Ну, садись, Жбанов, ты, наверное, волнуешься".

Александр Варламов, модельер

: - Это так давно было, что даже кажется - не со мной. Вчера вдруг вспомнил, как в 3 - 4-м классе нас заставляли убирать морковку, а мы вместо этого кидались ею друг в друга. А в 7-м - собирали металлолом. Причем вспоминал с удивлением, что я в этом вообще принимал участие. Помню хорошо учителя физики. Точнее, его очки в роговой оправе. Я никогда не слышал, что он нам объяснял, так как с увлечением разглядывал через его же очки, как преломляются черты его лица. А еще запомнился урок ботаники, когда учительница рассказывала, как появляются яблоки. Для меня это стало таким откровением. Пестики, тычинки, пыльца... Я тогда еще подумал: Боже, как, оказывается, все сложно в этой жизни.

Александр Куллинкович, лидер группы "Нейро-Дюбель"

: - Учеником, откровенно говоря, я был не лучшим. Жили мы в то время в частном секторе. В нашем огородике я вечно опыты всякие проводил, что-то мастерил, конструировал. Уроки меня интересовали постольку-поскольку, кроме одного предмета. И, как ни странно, это была физика. Многие ребята физику не любят: сложная наука. А я обожал. Теперь понимаю, что любовь к ней мне привил мой школьный учитель. К сожалению, сейчас не могу вспомнить, как его звали, но как он вел уроки - никогда не забуду. Суть самых сложных физических явлений объяснял так доступно и увлекательно, что даже отстающим все было понятно. Почему ему это удавалось? Наверное, потому, что учил он нас не по сухому учебнику, а каждую научную выкладку иллюстрировал картинками из реальной жизни. Потом я перешел в другую школу и в первой же четверти получил по физике "двойку". Интерес к этому предмету постепенно угас. Я часто думаю, как судьба затейлива: вот не сменил бы школу и скорее всего выбрал бы другую профессию. Учителям накануне их праздника я хотел бы пожелать учить не ради оценки, а чтобы передать полезные знания. Как делал мой любимый педагог.

Алексей Гришин, чемпион мира по фристайлу, бронзовый призер Олимпийских игр, лучший спортсмен Беларуси 2002 года

: - Если честно, учиться было интересно. Вот только совмещать учебу и спорт трудно: постоянные сборы, соревнования. Школьному руководству это, понятное дело, не нравилось. Поэтому школы менял часто. Заканчивал учебу в республиканском училище олимпийского резерва. Была там учительница по анатомии, Софья Павловна. До чего же строгая и требовательная! Никаких скидок в связи с моей спортивной карьерой не делала. Тогда я страшно злился, а сегодня вспоминаю о ней с благодарностью. Знания учительница мне все-таки дала: в аттестате по анатомии у меня "четверка". Приятно, что эту оценку не авансом в счет спортивных заслуг получил, а честно заработал. Спасибо, Софья Павловна!

Фото Игоря МАКАЛОВИЧА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter