«Школа» для замминистра

Интервью с проректором Академии управления Сергеем Шавруком

Внедрение системы менеджмента качества позволяет держать всех участников образовательного процесса в спортивной форме

История национального управленческого образования началась вместе с историей суверенной Беларуси. Это особое, специфическое направление вузовской деятельности достаточно успешно развивается уже 20 лет, и главная скрипка здесь принадлежит коллективу Академии управления при Президенте Беларуси. Пройдя ее «школу», тысячи выпускников стали действительно успешными руководителями. Практика показала состоятельность управленческого образования в Беларуси. Но, как и в любой из сфер образования, здесь по-прежнему актуальны вопросы качества обучения. Об этом, и не только, корреспонденту «Р» рассказал проректор по учебной работе академии кандидат исторических наук доцент Сергей ШАВРУК (на снимке).

— В академии идет формирование системы менеджмента качества, сформулированы миссия и политика, в связи с чем серьезному внутреннему и внешнему аудиту были подвергнуты все инструменты и механизмы организации образовательного процесса. Проблема повышения качества образования существует в каждом вузе, и этот вопрос всегда связан с личностью того, кто непосредственно работает в аудитории или дистанционно со студентами и слушателями, и, конечно же, того, кто организует учебный процесс. Внедрение системы менеджмента качества позволяет оптимизировать все организационные механизмы, добиться их слаженности, держать всех участников этого сложного процесса в постоянной «спортивной форме». В академии особенно чутко реагируют на быстрые изменения в запросах наших потребителей, вносят необходимые оперативные изменения в учебные планы и программы. Кстати, спрос на наши образовательные услуги в республике устойчиво высок. Например, факультет повышения квалификации Института государственной службы имеет сегодня большой пакет заказов, что позволило перевыполнить план внебюджетной деятельности во втором полугодии прошлого года в 1,4 раза. Для того чтобы выполнить все заявки на курсы повышения квалификации, нам уже недостает имеющегося аудиторного фонда.

Хотел бы отметить, что коллективом академии разработана концепция развития на ближайшее время, которая будет представлена на рассмотрение главе государства. Многие решения в ней обусловлены необходимостью качественных изменений, связаны с инновационностью и практикоориентированностью образовательной деятельности. Совместно с нашими партнерами из Национальной академии наук и бизнес-сообщества мы приложили немало усилий по разработке учебно-планирующей документации и открытию новой специальности подготовки на базе первого высшего образования — «государственное строительство». Первый набор слушателей по этой специальности был проведен в 2010/2011 учебном году на факультете подготовки Института государственной службы. Ни одно высшее учебное заведение в республике и на постсоветском пространстве не ведет подготовку управленцев в подобном ключе. Второе и последующее высшее образование по специальности «государственное строительство» слушатели получают по заочной форме за три года с широким использованием дистанционных методик. Кроме того, действующие управленцы очень часто стремятся пройти переподготовку в нашем вузе. Здесь академия предлагает самый широкий спектр специальностей.

В нынешнем году в соответствии с пожеланиями потребителей будет возобновлена переподготовка по специальности «инновационный менеджмент». Сейчас это направление востребовано. По-новому будем работать и со студентами. Как того потребовал Президент во время посещения академии в сентябре минувшего года, у нас будут учиться наиболее талантливые ребята, способные в дальнейшем к успешной управленческой деятельности. Можно говорить, что академия самым активным образом участвует в формировании новой генерации управленческой элиты.

— Не удастся, вероятно, академии уйти и от других современных образовательных тенденций. Имею в виду присоединение Беларуси к Болонскому процессу.

— Мы заинтересованы в использовании лучшего зарубежного опыта обучения управленцев и, несомненно, будем активно действовать в рамках направлений государственной образовательной политики в этой сфере. Хотя уже сейчас у академии достаточно интенсивные международные связи. К работе со слушателями активно привлекаем зарубежных специалистов, аналитиков. Зачем это нам нужно? Нынешние управленцы нуждаются в глубоком анализе опыта модернизации экономик, решений конкретных управленческих задач в соседних государствах с переходной экономикой, им важны объективные оценки развития нашего государства за рубежом, необходимо также учиться формировать положительный внешний имидж и отдельных коллектив, и страны в целом. Всему этому и посвящаются встречи с зарубежными учеными и аналитиками.

— Среди слушателей академии и начальники управлений, руководители районных администраций, замминистры. Они уже обладают богатым практическим опытом, и для преподавателей это общение также своего рода обучение. А какие практические навыки приобретают слушатели в академии?

— Нашу работу со слушателями можно охарактеризовать как педагогику сотрудничества. Во время учебы и преподаватели, и их подопечные взаимно развиваются, вместе с практиками теоретики по-новому понимают суть проблем и то, как их необходимо решать. Мы настраиваем слушателей на практико-ориентированное, прикладное содержание дипломных работ, реализацию таких проектов, которые бы затем можно было осуществить на местах, в трудовых коллективах. Практикуем выездные практические занятия на предприятия, где обсуждаем реальные проблемные ситуации — так называемые «мозговые атаки». Для слушателей из различных регионов страны это уникальная возможность познакомиться с лучшим опытом, перенять для себя что-то полезное. Выездные занятия будем использовать и в дальнейшем. Это в русле пожеланий по результатам анкетирования самих слушателей. Стараемся, чтобы от переизбытка теории у нас не засыпали, поэтому используем традиционные и развиваем новые формы практических занятий, такие, например, как ситуационное моделирование. Это помогает решать самую главную задачу академии: давать знания, формировать компетенции необходимые для эффективного управления. Чем больше в стране будет успешных руководителей, тем динамичнее она будет развиваться.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter