Шкловский маслозавод:секрет успеха - в "избушке молочника"

Нынешнему директору открытого акционерного общества “Шкловский маслодельный завод” Александру Ерошенко к трудностям не привыкать. На своем трудовом веку пришлось ему пережить немало различных реформаций и катаклизмов. Но трудовая закалка, которую прошел он под руководством известного во всей республике председателя колхоза им. Кирова Героя Социалистического Труда Василия Пархоменко, выручала всегда.

Однако есть у него в арсенале и еще три небитых “козыря”, которые также помогают в преодолении любых препятствий. Первый — веселый характер, отвергающий уныние и хандру, зажигающий, словно искрометной спичкой, своей инициативностью и энергией других. Ведь когда Ерошенко пришел на завод, упорно ходили слухи, — и ситуация ими не ограничивалась, — что предприятие просто закроют. У областного аграрного руководства сложилось впечатление, что поднять его из долговой ямы “глубиной” в 800 млн. рублей при существовавших объемах производства и качестве продукции просто невозможно.
Сейчас все отдают должное председателю Шкловского райисполкома, члену Совета Республики Национального собрания Валерию Иванову, который сумел отстоять идею фактического возрождения молокопереработки в районе, нашел, как теперь оказалось, верное кадровое решение для ее осуществления. Ведь Ерошенко переставили из руководства райагросервиса. За полдня, как он сейчас вспоминает. На абсолютно незнакомое производство. Трудности ощущались не только в освоении технологических тонкостей. Надо было переломить, перестроить психологию людей, которые уже и не верили, что завод заработает продуктивно и рентабельно.
И тут сыграл свою роль второй директорский “козырь” — умение работать с людьми. Ерошенко не только сам с головой окунулся в работу. Он прямо-таки заставил “заболеть” заводом главных специалистов, средний технический персонал. От них “болезнь” постепенно переходила к рабочим. Начав получать приличные зарплаты, они все больше стали понимать, что пухлость их кошельков напрямую зависит от результатов труда. А результаты — это не только количественные показатели, но и качество. И стало срабатывать правило: без чистых помыслов чистой продукции не получишь.
Конечно, не обошлось без определенной кадровой ломки. Но вынуждены были уйти в основном те, кто не принял серьезных директорских требований и к профессионализму, и к дисциплине. Зато сейчас, когда директор идет по заводу, — а это случается по нескольку раз на день, — ему улыбаются, с ним заговаривают и свои просьбы высказывают тут же.
— Статистика признает только показатели, — рассуждает Ерошенко. — Но главным из них считаю то, что люди воспряли, поверили в хорошую перспективу, дорожат заводом, рабочим местом. И даже какая-то гордость появилась за общие успехи. Признали предприятие не только те, кто на нем работает. Шкловчане, если бы была такая возможность, с удовольствием и охотой влились бы в коллектив. Не из патриотизма говорю это. Есть у меня специальная книжка, в которую записываю все просьбы о трудоустройстве. Так вот, их на сегодня более шести десятков. А на предприятии трудится 150 рабочих.
Все в порядке у шкловских молокопереработчиков и со статистическими показателями. В минувшем году произведено товарной продукции в действующих ценах более чем на 13,5 млрд. рублей. Предыдущий такой показатель превзойден почти на 4 млрд. рублей. И если в период прихода Ерошенко на завод он имел “чистых” убытков 760 млн. рублей, то за прошлый год получил действительно чистой прибыли 480 млн.
Увеличение поступления молока на предприятие, рост объемов выпускаемой продукции остро поставили проблему создания собственного автопарка. Как ни крути, а экономические расчеты показывали, что доставлять молоко из хозяйств и свою продукцию в магазины выгоднее на своем транспорте, чем пользоваться услугами центровывоза. И в течение года подвижной техники на заводе прибавилось на 18 единиц. Более подходящие по состоянию и пробегу автомобили получали из хозяйств и торговых предприятий за долги. А три изотермических фургона для перевозки заводских изделий приобрели новыми. И сейчас ежедневно на линию выезжают 11 молоковозов и 7 красочно расписанных фургонов с брендом “Избушка молочника”.
Кстати, возглавив коллектив, Ерошенко сразу понял, что специфика молочной продукции диктует создание своего бренда — торгово-потребительской марки как носителя отличительных качеств шкловских молочных изделий. Над ней работали специалисты, маркетинговая служба. Год назад несмело расписали первый автофургон. Но совсем скоро возле продовольственных магазинов стали слышать покупательские вопросы: “А скоро ли приедет “Избушка молочника”?” Значит, заводской бренд был принят. И, конечно же, не из-за его художественного оформления. Главным оказалось высокое качество молочных изделий. А оно, в свою очередь, достигается не только неукоснительным соблюдением технологических требований, поддержанием высокого санитарного порядка, но и тем, что творог и йогурты, кефир и творожная масса здесь выпускаются без каких-либо добавок. И весь ассортимент — это цельномолочная продукция. Как утверждают на заводе, употребляя в пищу любое из их изделий, человек получает вместе с ним глоток жизни.
Может, такое утверждение не лишено метафоричности, но то, что вся шкловская молочная продукция пользуется популярностью и покупательским спросом, сомнению не подлежит: сотня магазинов Могилева, два десятка — Минска, торговые точки Бобруйска, Горок, Круглого получают и успешно реализуют ее каждый день. В самом Шклове изделия молокозавода встретишь в любом продовольственном магазине. Директор был инициатором открытия и двух фирменных торговых точек в райцентре, а также установил передвижной торговый пункт на местном рынке. И в них молочные продукты не залеживаются. А кроме того, от фирменной торговли в кассу предприятия ежедневно поступают, что называется, “живые” деньги.
...Год назад существовал на заводе проект сотрудничества с одной из российских фирм, которая бралась достроить некогда начатое производственное здание и оснастить его современным оборудованием. Осуществись он — и предприятие зажило бы совершенно иной жизнью, заработало бы значительно более продуктивно. Потому что, во-первых, всякая новая технология — это коренное улучшение. Во-вторых, несравнимо выросли бы объемы производства. Наконец, в-третьих, появилась бы возможность самим перерабатывать все поступающее из хозяйств молоко. А его сейчас много, значительно больше, чем перерабатывается. И поступления все время растут. Скажем, в ушедшем году заготовили 2200 тонн, что вдвое больше, чем годом раньше.
И секрет такого сырьевого благополучия весьма прост: с заводом выгодно сотрудничать. Все расчеты он производит вовремя и полностью. В отличие от некоторых других молокоперерабатывающих предприятий, на которых стараются снизить сортность молока, сдаваемого сельхозпроизводителями, чтобы иметь выгоду для себя, здесь принимают его по совести. Более 60 процентов — высшим сортом, а несортового почти нет. Все закупленное у населения молоко поступает только высшим сортом. Поэтому и везут в Шклов продукцию молочных цехов даже из других районов.
А тут ожидают еще большего ее поступления. Ведь хозяйства района постоянно наращивают дойное поголовье. Только в ЗАО “Александрийское” после завершения строительства комплекса оно возросло почти на тысячу коров, причем породных, высокоудойных. Те же процессы происходят и в других районах. Тут хочешь не хочешь, а переработку придется расширять. Партнеры подталкивают. Поэтому сослагательное наклонение в отношении неудавшегося совместного с российской фирмой проекта начинает исчезать. На заводе произвели строительную экспертизу долгостроя, которая показала, что возведенные несколько лет назад конструкции прочности не утратили и здание можно достраивать. И поскольку сейчас коллектив ощутил свою экономическую силу, заимел оборотные средства, то при поддержке районной власти сам в состоянии профинансировать стройку.
— Даже если найдем инвестора на стороне, — говорит Александр Ерошенко, — то за пару лет вложенные деньги ему вернем.
В словах руководителя нет излишней самоуверенности. Из того, как организовано сотрудничество завода с поставщиками сырья, это вытекает органично. Молокопереработчики — как палочка-выручалочка для них. При необходимости любую проплату за них сделают. А повышение сортности молока — вообще забота общая: заводчане снабжают фермы фильтрами, моющими средствами. Да и когда видишь, что молоко на технологических линиях ежегодно превращается в 4—6 новых видов продукции, что ее с нетерпением ждут потребители, хочется работать еще лучше.
Помимо производственных проблем, сейчас у Ерошенко есть и заботы иного рода. Он избран председателем избирательной комиссии на избирательном участке №1 по выборам президента Республики Беларусь. Участок — центральный в Шклове, размещен в новой гимназии. И хотя здесь, несмотря на то что до выборов есть еще время, уже все готово для проведения голосования, председатель комиссии еще и еще раз продумывает организацию избирательного процесса, заботится об удобствах тех, кто придет голосовать. Да и не привык Ерошенко что-то делать без души — будь то работа или общественное поручение. Такой он человек.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter