Шкала разумного измерения

Вчера на совещании у Президента обсужден вопрос получения страной суверенного кредитного рейтинга
Вчера на совещании у Президента обсужден вопрос получения страной суверенного кредитного рейтинга

Тема требует некоторого пояснения. Речь идет об оценке возможностей и готовности Правительства погашать долги. Ставят ее международные рейтинговые агентства. Наиболее авторитетные и влиятельные из них — «Мудиз Инвесторз Сервис», «Стэндард энд Пурз» и «Фитч Рейтингз». Все они имеют американские корни, и здесь, пожалуй, кроется серьезная интрига.

«Финансы должны быть связаны с реальной обстановкой в стране и реальными ее возможностями рассчитываться по долгам. Но в последнее время деньги пахнут прежде всего политикой», — заметил Александр Лукашенко. И правда — в оценке потенциала стран исполнять свои обязательства агентства не ограничиваются лишь экономическими критериями. Немаловажное значение они уделяют так называемым политическим рискам. А представление о них весьма субъективное. Наша страна, как известно, совершенно по–разному воспринимается иногда при взгляде с Востока или с Запада. Причины этого известны, и лишний раз останавливаться на них смысла нет. Стоит лишь вспомнить об особом отношении к Беларуси США. А коль так, то перспектива получения приличного рейтинга от компаний из этой страны становится весьма туманной.

Получение рейтинга — процедура в мире весьма распространенная. Чем выше значение оценки, тем больше у страны возможностей для привлечения финансовых ресурсов извне и их удешевления. Дополнительные кредиты и инвестиции нам действительно не помешают. Заместитель Премьер–министра Андрей Кобяков заметил, что все более активная работа экономики требует и все большей денежной подпитки. Между тем собственные финансовые источники не безграничны. С другой стороны, нельзя исключить и то, что однажды полученный рейтинг может обрести характер инструмента влияния на государство. Подтверждение тому находится и в примерах некоторых соседних стран. Изначально они получали оценку, близкую к наименьшему значению. А впоследствии она повышалась в зависимости от того, как государства продвигались в сторону «прогрессивных» преобразований. А говоря попросту — распродавали за бесценок собственность, отодвигали на второй план решение социальных задач, открывали экономику для полного воцарения иностранного капитала.

Между тем и без рейтинга Беларусь достаточно активно использует иностранные заимствования. Точнее, ее субъекты хозяйствования. На совещании упоминались БМЗ, БелАЗ, некоторые другие предприятия, которые, имея в мире высокий авторитет, весьма успешно решают задачи технического перевооружения за счет иностранного финансирования. И что особенно важно, не теряя при этом самостоятельности. Если же речь пойдет, как заметил Президент, о каком–нибудь убыточном кирпичном заводе, продукция которого никому и даром не нужна, то инвестор в любом случае будет обходить его десятой дорогой, не глядя на то, есть у страны рейтинг или нет. А что касается государства, то оно строго придерживается принципа не впадать в зависимость от долгов. То есть большой потребности во внешних заимствованиях у самого Правительства нет и вряд ли она появится в обозримом будущем. «Даже если мы этого рейтинга не будем иметь, а экономика будет успешно развиваться и мы будем производить товары, которые сегодня востребованы на международных рынках, — нам дадут кредиты. Дадут предприятиям. Нам лично, государству и Правительству они не нужны», — подытожил Президент.

Так что тема обретения Беларусью суверенного кредитного рейтинга из разряда дискуссионных пока не вышла. Александр Лукашенко распорядился продолжить ее изучение и сформулировать конкретные предложения лишь тогда, когда будут четкие гарантии того, что страна получит приемлемый для себя рейтинг. Пока же и члены Правительства соглашаются с тем, что первичное значение скорее всего окажется весьма и весьма низким. А коль так, то все нынешние наработки банков и предприятий на внешних финансовых рынках могут оказаться утраченными. Президент же настраивает Правительство на безрисковую работу: «Получение рейтинга не самоцель, а одно из средств для решения нашей главной задачи — ускорения экономического развития и повышения качества жизни людей». Поэтому и возвращение к теме возможно лишь тогда, когда будет однозначно доказано, что сотрудничество с рейтинговыми агентствами пойдет стране на пользу. А иначе к чему тратить нервы и немалые деньги? Ведь процедура получения рейтинга стоит от 240 до почти 400 тысяч долларов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter