Шкала радости

Пока учителя готовятся к своему съезду, у школьников начались каникулы Спи утром сколько хочешь, никаких тебе уроков, контрольных, оценок.
Пока учителя готовятся к своему съезду, у школьников начались каникулы

Спи утром сколько хочешь, никаких тебе уроков, контрольных, оценок... Опять же для родителей отдохновение: на целую неделю вопросы типа "Что ты сегодня получил по математике?" или "Зачем Мариванна нас с папой снова в школу вызывает?" становятся неактуальными, и, придя с работы, можно не допрашивать с порога, выполнило ли чадо домашнее задание.

"Каникулы у нас не неделю, а всего 5 учебных дней! - уточняет моя десятилетняя племянница. - А потом опять эта школа!.." Сказать бы, что школа у нее никудышная, так ведь нет - отнюдь не безнадежная: большая, очень ухоженная, с разными развивающими чувство прекрасного уклонами. И тем не менее редкое утро обходится без причитаний: "Мамочка, я туда больше не пойду-у-у!"

Приятельница тоже в полном замешательстве: "Ты понимаешь, у дочки только 5-й класс, а интереса к учебе никакого. Мне, говорит, чтобы от них от всех (то бишь от учителей и уроков) по-настоящему отдохнуть, год нужен. И вообще, закончу школу - ноги моей там не будет. Я думала, моя одна такая, а пообщалась с одноклассниками, оказывается, и те учебой тоже не шибко увлечены. Такое впечатление, что для детей главное - уроки отбыть и поскорее из школы".

То ли дело в наше время, ностальгируют родители нынешних недорослей, в школу шли как на праздник. Ну, насчет праздника, положим, однозначно преувеличивают. Однако в чем-то папы-мамы, безусловно, правы. Будучи школярами, мы, помнится, не любили кто отдельный предмет, кто - конкретную учительницу. Современный феномен отношения к школе заключается в том, что ежели не любят, не принимают, то - школу в целом.

В начале 90-х очень модно было писать сочинения на тему образования в XXI веке. Фантазировали тогдашние старшеклассники кто во что горазд. И наряду с малореальными идеями, вроде полностью компьютеризированного процесса обучения, высказывали внешне абстрактное, но, если разобраться, вполне законное и осуществимое пожелание. Ребята мечтали о школе, где учиться будет радостно.

Школа радости? Что за глупости, скажет кто-то. Педагоги, между прочим, в школу работать приходят, и ребята тоже - не развлекаться, пусть трудятся. А остальное, радость там и все такое прочее, пожалуйста, после...

Казалось бы, школа для ребенка, а не ребенок для школы - это ведь совершенно нормально, как же иначе?! Не сказать, чтоб попытки таковую создать оказались напрочь неудачными. Однако реализовать ту заветную мечту не только в отдельно взятых продвинутых учебных заведениях, но в масштабах всей республики, увы, до сих пор не удалось. И сегодня школа у нас не так уж редко существует для учителей, для проверяющих, для родителей, да для кого угодно, только не для ребенка. В Интернете появились данные опроса российских школьников: лишь половина опрошенных заявили, что с удовольствием посещают школу, треть воздержалась от однозначного ответа. 39 процентов ребят отметили, что школа учитывает потребности учащихся, 48 процентам нравятся взаимоотношения учеников и учителей. Можно, конечно, утешать себя мыслью, что у нас все категорически иначе, но так ли это?

К чему эти совсем не каникулярные размышления? К тому, что завтра открывается II съезд учителей республики. Проблем у педагогов немало: зарплата, повышение социального статуса учителя, качество знаний школьников, пресловутая перегрузка, преемственность среднего и высшего образования - успеть бы за два дня все обсудить. Жаль, если не хватит времени поговорить о самом, пожалуй, главном. О том, что можно и нужно сделать, чтобы учение наконец перестало быть скучнейшим занятием, из-за которого детям почему-то приходится откладывать жизнь на потом.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter