Сейчас самое время для дополнительных возможностей — на Брестском чулочном комбинате в этом уверены

Шить по уму

Проектная мощность введенной в 1968 году чулочной фабрики в Бресте составляла 30 миллионов пар чулочно-носочных изделий. Брестчане работали на весь Советский Союз и были первыми, к слову, производителями синтетических женских колготок. С 2013-го акционерное общество «Брестский чулочный комбинат» сменило собственника, который в 2014 году приобрел и пакет акций, принадлежащий государству. Сегодня «чулочка» выпускает более двух миллионов пар носков, гольфов, детских колготок ежемесячно и все продает. Корреспонденты «Р» побывали на предприятии, чтобы увидеть, как здесь преодолевают сложности последних лет и какие строят планы на перспективу. 

Сырье, люди, технологии

«Усё будзе добра!» — обещает плакат в фойе брестской «чулочки». За последние годы предприятие сделало такой стремительный рывок вперед, что для сомнений места нет даже сейчас, когда жизнь подкидывает один вызов за другим. 

Сегодня на фабрике работают около 1000 человек, почти 300 из них — в фирменных магазинах, число которых приближается к 80. В цехах — вязальном, швейном, формовочно-упаковочном — женщины. Как в старые добрые времена.

Модернизация идет непрерывно: площади сокращаются, а производство и качество изделий растет. 

Начальник производства Виктор Островский показывает, как работает современная вязальная машина: 

— Используем станки фирмы Lonati. Это как мерседесы среди автомобилей. У нас лучшее сырье, которое доступно в этой части мира. Хлопок в наших носках только гребенной, а это значит, что в нем лишь длинные волокна, обеспечивающие лучшие тактильные ощущения.

Не так давно в технологический процесс внедрили упаковочных роботов. 

— Роботы заменили некоторое количество ручного труда во время пришивания к изделию этикетки и нанесения на нее информации. Упаковочные роботы делают ровнее шов, при этом меньше расходуется ниток. Уже вложили в новацию немало средств и в этом году планируем полностью закрыть потребность в таком оборудовании, — продолжает делиться итогами последних изменений Виктор Островский. 

В цеху добавилось пространства, света и удобства для работы. Более 500 тысяч рублей было вложено в 2021-м в обустройство напольного покрытия, которое притягивает пыль, не дает ей висеть в воздухе и оседать на продукции и оборудовании.

Сырье, люди, технологии — составляющие успеха, считают на предприятии, и жизнь показывает, что их стратегия верная. 

Сегодня на «чулочке» работают около 1000 человек. В цехах — вязальном, швейном, формовочно-упаковочном — женщины.

Креатив на всякий случай

Кандидат юридических наук, доцент права Сергей Жевнерович возглавил фабрику в 2014 году. Привел креативную команду. Новые управленцы работали на пределе, но первый год с новым собственником «чулочка» закончила с убытком. А уже в 2015-м БЧК вышел на рентабельный уровень работы. По итогам 2016-го стал первым из предприятий легкой промышленности, занесенных на республиканскую Доску почета. К своему полувековому юбилею комбинат нарастил экспортные поставки почти в десять раз, «обозначив» себя даже в США. В 2019 году бренд «Брестские» включили в число 100 самых дорогих брендов страны.


— Помните «консервные» банки с носками к 23 февраля? Это был успех. Подарочные наборы к 8 Марта и 1 апреля покупатели также встретили на ура, — директор рассказывает, почему принялись развивать тему нестандартной упаковки носков. Так появились «Беларускiя шкарпэткi», серия «Запасной» с тремя носками в одной банке, салфето-носки в деревянной коробке и другие. 

А еще БЧК выпускает носки в коллаборации с известными неносочными брендами. В 2021-м подписали ряд новых лицензионных соглашений. Уже в продаже коллекции «Губка Боб», «Щенячий патруль», «Парк Юрского периода». Причем это не только носки для всех возрастов, но и майки с соответствующими принтами. 

Под знаком непредсказуемости

Пандемия весной 2020-го стала тем самым «черным лебедем» (по теории Нассима Талеба — труднопрогнозируемое событие), перевернувшим ситуацию на рынке и в жизни людей с ног на голову, считает Сергей Жевнерович:

— В наших магазинах на следующий день после смерти первого больного с коронавирусом выручка упала в четыре раза к стандартным значениям. Вместо сотни чеков — два-десять. Приходилось закрывать торговые точки (в частности, в Витебске) на несколько дней. Апрель и май не хочу называть критичными, но это были крайне непростые для нас месяцы. 

Но по факту год для предприятия оказался хорошим. К декабрю все цифры выровнялись, финансовый результат был стандартным. А вот 2021 год не оправдал ожиданий — всплеска покупок не было. Несмотря на то что в холодный октябрь резко вырос спрос на теплые носки и «чулочке» даже пришлось перенастраивать станки, чтобы увеличить их производство.


— Было ожидание, что 2021 год в плане экономики сравнится с 2017—2018-м, но продолжившаяся пандемия и частичные локдауны в сопредельных странах не позволили нам, да и всему рынку, вырасти до того размера, на который рассчитывали. Вместе с тем мы получили прибыль около 10 миллионов рублей, — не унывает директор. 

Пандемия не ушла и в начале 2022-го. В феврале были максимальные цифры по заболеваемости ковидом на предприятии, поэтому приходилось останавливать некоторые станки. 


Бизнес хочет зарабатывать

Ситуация, вызванная началом спецоперации в Украине и введением санкций, стала еще одним испытанием для экономики.

— Да, возникла новая реальность, так как после России Украина была у нас номером два на внешнем рынке и продажи в эту страну составляли 7 процентов в общем объеме, — соглашается Сергей Жевнерович.

— Сможете ли вы компенсировать потерю отгрузками на другие рынки?

— Мы прилагаем все усилия. Хотя нас не ждут с распростертыми объятиями. Даже на рынке России высокая конкуренция. А в Европе мы не присутствовали как большой игрок. 

— Возникли ли проблемы с сырьем в связи с введением против Беларуси санкций?

— Мы используем лучшую хлопковую пряжу — узбекский хлопок. С покупкой, доставкой, оплатой, верификацией качества ничего не поменялось. Страхуясь, в первые четыре месяца нынешнего года привезли сырья больше, чем за семь месяцев прошлого. Хранить есть где. Полиамидные нити покупаем в Польше, Италии, Словении. Были временные логистические трудности. Осталась проблема одна — цена перевозки. Но прогнозируем, что рынок подстроится под текущую ситуацию и ставки фрахта если не вернутся к началу года, то будут к ним очень близки. По этой нити тоже есть запас. Сейчас договариваемся о поставках. Ждем с визитом поставщиков из Польши. Они едут к нам, чтобы убедиться, что мы настроены на дальнейшее сотрудничество. Это бизнес, и все хотят зарабатывать.


— Делают ли кризисы нас сильнее?

— Любые критические ситуации — это возможность что-то изменить. Это как перезагрузка. Когда все идет по накатанным рельсам, нет особой мотивации выскочить из привычной колеи. Когда нужно найти и принять сложное или быстрое решение, повышается уровень эндорфина, и работаешь с еще большим интересом и азартом. Внутреннее напряжение помогает находить нестандартные решения даже для стандартных проблем. Крайне интересно сейчас. Жизнь создает ситуации, которые заставляют наш мозг работать быстрее и эффективнее, получать дополнительный драйв и генерировать новые идеи.



kozlovich@sb.by 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter