Артак Камалян — о работе по формированию общего рынка органической сельхозпродукции ЕАЭС, преимуществах для его игроков и экспортном потенциале

Широкое поле возможностей

Совет Евразийской экономической комиссии одобрил проект дорожной карты по формированию общего рынка органической сельхозпродукции ЕАЭС. Эксперты уверены: принятие документа позволит сформировать необходимую базу для сотрудничества производителей стран Евразийского экономического союза в одном из самых перспективных и высокомаржинальных направлений агропромышленного производства. Отметим, в мире наблюдается динамичный рост рынка органической продукции. Согласно опубликованным в этом году данным Научно-исследовательского института органического сельского хозяйства (FiBL) глобальный рынок оценивается в более чем 100 миллиардов евро. На каких принципах будет развиваться данное направление в интеграционном объединении и какие ожидания у участников рынка — об этом мы поговорили с министром по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК Артаком Камаляном.

Артак Камалян.

Раскроем карты

— Артак Каджикович, какие мероприятия предусмотрены дорожной картой, одобренной советом ЕЭК?

— На заседании 14 июля 2021 года члены Совета ЕЭК поддержали проект плана дорожной карты по формированию в Евразийском экономическом союзе общего рынка органической сельскохозяйственной продукции. Однако работа над документом еще не завершена. Планируется его рассмотрение на ближайшем заседании Евразийского межправительственного совета.

Поясню, для чего нужен этот документ. В условиях различающихся национальных законодательств государств-членов важно создать необходимую нормативную правовую базу для сотрудничества стран союза в сфере органического сельскохозяйственного производства. Именно поэтому ключевым пунктом дорожной карты является разработка проекта международного договора, принятие которого обеспечит свободное перемещение органической сельскохозяйственной продукции в рамках ЕАЭС.

Комиссия совместно со странами подготовит предложения по гармонизации или унификации требований национального законодательства. Речь идет о производстве и маркировке органической сельскохозяйственной продукции, обеспечении взаимного признания документов об оценке соответствия производства органических товаров, а также о формировании в ЕАЭС единого реестра аккредитованных органов по сертификации производителей и официальной статистической информации о производстве и обращении органической сельскохозяйственной продукции.

Ряд мероприятий дорожной карты должен быть выполнен на внешнем контуре границ Евразийского экономического союза. Мы планируем развивать сотрудничество с Международной федерацией движений за органическое сельское хозяйство (IFOAM) и Научно-исследовательским институтом органического сельского хозяйства (FiBL).


— Расскажите подробнее, какие преимущества открываются для участников общего рынка?

— Наиболее важным преимуществом станет возможность использовать потенциал общего рынка союза для реализации произведенных органических товаров. На данный момент в каждой из стран ЕАЭС действуют свои законы о производстве и обращении органической продукции. Однако в законодательных актах имеются существенные различия, создающие ограничения для свободного обращения органических товаров на рынке союза.

Гармонизация этих различий в рамках права ЕАЭС позволит осуществлять взаимную торговлю органической сельхозпродукцией без дополнительных ограничений. В среднесрочной перспективе имплементация дорожной карты может способствовать росту объемов взаимной торговли органической продукцией на 300—400 миллионов долларов.

Реализация мероприятий дорожной карты также позволит изменить существующую сырьевую направленность этой отрасли АПК в ЕАЭС, создать стимул для более активного сотрудничества производителей и переработчиков органической продукции, что в итоге отразится в росте объемов производства и экспорта готовых органических товаров, продуктов с высокой добавленной стоимостью. Пока же производители союза преимущественно поставляют органические зерновые, масличные и бобовые культуры, дикоросы для их дальнейшей переработки в европейские страны. 

Слово за наукой 

— В целом, какие перспективы развития органического земледелия в ЕАЭС?

— Развитие в ЕАЭС органического земледелия требует адаптации агротехнологий, в том числе технологий точного земледелия, разработки специализированных севооборотов с широким использованием сидеральных культур, производства новых форм биоудобрений, эффективных биопрепаратов для биологической защиты растений, внедрения толерантных и устойчивых сортов растений, адаптированных пород животных.

Для разработки и внедрения научно-технологических решений для нужд органического производства необходимо использовать потенциал и возможности научно-исследовательских организаций государств «пятерки». Увеличение площадей под органическое земледелие станет импульсом для научно-технического развития агропромышленного комплекса.

Важным фактором, определяющим предрасположенность того или иного сегмента сельского хозяйства к переходу на органическое производство, является доля конкурентоспособных фермерских хозяйств и небольших организаций, которые обладают достаточной гибкостью в изменении производственного процесса. Необходимо повышать информированность таких производителей сельскохозяйственной продукции и потребителей о значении органических методов хозяйствования.

Есть чем поделиться 

— Как бы вы оценили достижения Беларуси в данном направлении?

— Беларусь существенно продвинулась в развитии органического производства на национальном уровне. В частности, принят Закон «О производстве и обращении органической продукции», в качестве национального принят Межгосударственный стандарт ГОСТ 33980–2016 «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации», приняты подзаконные акты. 

Созданы органы по сертификации — РУП «Научно-практический центр НАН Беларуси по продовольствию» (орган по сертификации продукции) и РУП «Белорусский государственный институт метрологии» (орган по сертификации продукции и услуг), которые охватывают все категории органической продукции и процессов ее производства.

Белорусским производителям органической сельскохозяйственной продукции оказывается государственная поддержка в виде возмещения расходов на проведение оценки соответствия органической продукции и процессов ее производства техническим требованиям.

При этом белорусское национальное законодательство не препятствует субъектам хозяйствования осуществлять производство и сертификацию органической продукции в соответствии с требованиями импортеров.

В целом считаем, что система регулирования органического сельского хозяйства в Беларуси функционирует вполне успешно. Здесь внедряются лучшие практики развития производства органической продукции, снижения негативного воздействия на окружающую среду и здоровье людей, стимулирования экспорта органических товаров.


— А как будет развиваться экспортное направление по реализации органической сельхозпродукции ЕАЭС?

— Органическая продукция, произведенная в государствах ЕАЭС, сегодня пользуется спросом на внешних рынках. Как я уже отмечал, на экспорт идет органическое сырье для его дальнейшей переработки в готовую продукцию. Принятие в рамках Евразийского экономического союза единого законодательства, безусловно, положительно скажется на темпах роста и структуре рынка органической продукции. Уверен, что, учитывая динамику роста мирового рынка, мы можем ожидать увеличения степени товарной диверсификации и роста экспорта такой продукции (преимущественно органического продовольствия) на рынки третьих стран. Прежде всего Европы и США.


ФАКТ

В органическом производстве сейчас задействовано около 1,5 процента мировых сельхозугодий. В настоящее время их площадь составляет более 70 миллионов гектаров. В 187 странах насчитывается около 3 миллионов производителей такой продукции.

sichevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter