Широкое поле в узком смысле
15.12.2009
...Кепи, фуражки, ушанки, есть даже «шлем молодежный комбинированный из натуральной кожи»... Вот она! Как раз то, что нужно, даже по цвету идеально под пальто подходит. Только маловата немного, а размеров других нет. Ладно, вот эта черная тоже ничего. Нет, сидит как–то странно. Глаза бегают по стеллажам, но остановиться не на чем. В конце концов, мне нужна обыкновенная мужская шляпа, а не что–то «с перламутровыми пуговицами» или «без крыльев»!
Может, просто не повезло. Отправляюсь в ГУМ. В отделе мужской верхней одежды хватает вполне приличных пальто и пиджаков, а вот как завершить гардероб? В отделе всего три шляпы. Не модели, а экземпляра!
— Раскупили, — разводят руками продавцы. — А нового завоза, скорее всего, уже не будет.
В Торговом доме «На Немиге» нет вообще ни одной, в остальных крупных магазинах города ситуация похожая. Может, на рынке лучше? На «Ждановичах» от обилия головных уборов разбегаются глаза, но снова мимо шляпы... Хотя вот же она! Неужели? Да, и фасон отличный, и размер подходит. Но оптимизм сходит на нет, как только узнаю цену — 120 тысяч!
— Да вы посмотрите, какой материал! — расхваливает свой товар продавец. — И фирма питерская, «веников не вяжет».
Конечно, хорошая фетровая денег стоит, но платить в два раза больше, чем в магазине, как–то не хочется. Неужели наши шляпы хуже российских? И почему так сложно выбрать подходящую?
К шапочному разбору
Знаю, кому задать такие вопросы, — минской фабрике «Людмила», которая работает уже более 55 лет и ежегодно выпускает около 650 тысяч головных уборов.
— Мужских больше, чем женских, — сразу предупреждает директор предприятия Анатолий Жаборт. — Объемы продаж стабильные, продукция поступает не только на внутренний рынок, но и на экспорт, в том числе в Германию и Чехию.
Сколько на прилавках берлинских или пражских супермаркетов белорусских шляп, судить не берусь, но вот в фирменном магазине «Людмилы» мне предложили на выбор всего пять моделей.
Учитывая, что постоянные заказчики фабрики — силовики, понятно, куда идет львиная доля ассортимента. И объемы, естественно, не снижаются. Но вот только рядовому покупателю, вздумавшему обновить образ, приходится идти на рынки... Неудивительно, что на улицах так мало джентльменов, которые при встрече поднимают шляпу в знак приветствия.
— Погода сейчас не та, — добавляет Анатолий Жаборт, — да и кто сейчас носит шляпы?
А действительно, кто?..
Тело в шляпе
Шляпы покупают интеллигенция, театральная богема. Носит их продвинутая молодежь, творческие люди. Для нового поколения такой аксессуар — «фишка», эпатаж.
По результатам опроса, проведенного в Англии, наиболее элегантно носит головные уборы Джонни Депп. Второе место занял Джастин Тимберлейк, на третьем — Дэвид Бекхэм. Среди белорусских звезд сразу вспоминается немного шутливый, но не лишенный экстравагантности образ ведущего «Суперлото» Артура Шуляка. Оказывается, головной убор сопровождает его не только на экране, но и в жизни.
— Шляпа — это красиво, особенно когда надеваешь ее под костюм и длинный плащ. Многие бы носили, если б в магазинах можно было найти что–то достойное, — уверен Артур. — У меня есть папина, чешская, черная с широкими полями, но она уже поистерлась. Я бы себе такую же купил, только найти никак не могу...
Ходят в шляпах и дяденьки за сорок, с приличным достатком. Те, кто носил их в молодости. Поколение рожденных в СССР. Помню шляпу деда, которая всегда лежала на полке в коридоре. И когда он брал меня в гости к друзьям, у каждого из бодрых старичков тоже лежала или висела на крючке...
Красивый ренессанс
Головные уборы еще в древности выделяли главного воина, вождя, шамана. А шляпы первыми стали носить дворяне в средневековой Европе. В России их ввел в моду Петр I, они подчеркивали статус владельца. Например, цилиндры выделяли состоятельных господ. Ну а потом на смену пришла пролетарская кепка. Правда, к концу 1950–х захотелось чего–то новенького. И шляпы снова появляются на головах советских граждан. В эти же годы в Америке развивается движение хиппи, и начинается демократизация одежды. Долой элегантные вещи! Головной убор — больше не показатель статуса. Миллионеры ходят в джинсах. Стиль одежды стал более спортивным, жизнь — быстрой.
Но пару лет назад спрос на элегантные головные уборы вдруг резко повысился. Возможно, это связано с тем, что опять стали носить пальто и плащи. Или всплеском интереса мы обязаны красивым фильмам с дореволюционными персонажами. Так что это было: начало шляпного ренессанса или просто временное явление?
— Возможно, сегодня о шляпах забудут, но потом появится ностальгия, и все вернется на круги своя. Мода ведь — явление волнообразное, — успокаивает известный модельер Иван Айплатов.
Так что шляпу не стоит забрасывать в дальний угол. Ее надо содержать и выгуливать, как собаку, только не так часто. И надевая, получать удовольствие от прогулки.
Кстати
Дело в шляпе. А почему, собственно, в ней? Трактовок происхождения этого выражения несколько. Есть версия, что во времена, когда почту доставляли гонцы, важные бумаги (их называли «дела») зашивали под подкладку шапки, чтобы не привлекать внимание грабителей. Есть и другая: раньше взятки клали в головной убор. Третья гласит, что в древности на Руси в шляпу бросали жребии — монеты или кусочки свинца с меткой на счастье. Достанет кто–то жребий с меткой, на том и спорам конец: никто не может отнять того, что предоставила сама судьба!