Широкое поле в узком смысле

Шляпы покупают интеллигенция, театральная богема. Носит их продвинутая молодежь, творческие люди. Для нового поколения такой аксессуар — «фишка», эпатаж...

Учитывая по–европейски теплую зиму, решил сменить поднадоевший уже берет на шляпу. Солидно, практично и в чем–то даже эпатажно... Рассудив, что экстравагантный аксессуар лучше искать в магазине, направляюсь в салон головных уборов, что на Романовской Слободе в Минске.


...Кепи, фуражки, ушанки, есть даже «шлем молодежный комбинированный из натуральной кожи»... Вот она! Как раз то, что нужно, даже по цвету идеально под пальто подходит. Только маловата немного, а размеров других нет. Ладно, вот эта черная тоже ничего. Нет, сидит как–то странно. Глаза бегают по стеллажам, но остановиться не на чем. В конце концов, мне нужна обыкновенная мужская шляпа, а не что–то «с перламутровыми пуговицами» или «без крыльев»!


Может, просто не повезло. Отправляюсь в ГУМ. В отделе мужской верхней одежды хватает вполне приличных пальто и пиджаков, а вот как завершить гардероб? В отделе всего три шляпы. Не модели, а экземпляра!


— Раскупили, — разводят руками продавцы. — А нового завоза, скорее всего, уже не будет.


В Торговом доме «На Немиге» нет вообще ни одной, в остальных крупных магазинах города ситуация похожая. Может, на рынке лучше? На «Ждановичах» от обилия головных уборов разбегаются глаза, но снова мимо шляпы... Хотя вот же она! Неужели? Да, и фасон отличный, и размер подходит. Но оптимизм сходит на нет, как только узнаю цену — 120 тысяч!


— Да вы посмотрите, какой материал! — расхваливает свой товар продавец. — И фирма питерская, «веников не вяжет».


Конечно, хорошая фетровая денег стоит, но платить в два раза больше, чем в магазине, как–то не хочется. Неужели наши шляпы хуже российских? И почему так сложно выбрать подходящую?


К шапочному разбору


Знаю, кому задать такие вопросы, — минской фабрике «Людмила», которая работает уже более 55 лет и ежегодно выпускает около 650 тысяч головных уборов.


— Мужских больше, чем женских, — сразу предупреждает директор предприятия Анатолий Жаборт. — Объемы продаж стабильные, продукция поступает не только на внутренний рынок, но и на экспорт, в том числе в Германию и Чехию.


Сколько на прилавках берлинских или пражских супермаркетов белорусских шляп, судить не берусь, но вот в фирменном магазине «Людмилы» мне предложили на выбор всего пять моделей.


Учитывая, что постоянные заказчики фабрики — силовики, понятно, куда идет львиная доля ассортимента. И объемы, естественно, не снижаются. Но вот только рядовому покупателю, вздумавшему обновить образ, приходится идти на рынки... Неудивительно, что на улицах так мало джентльменов, которые при встрече поднимают шляпу в знак приветствия.


— Погода сейчас не та, — добавляет Анатолий Жаборт, — да и кто сейчас носит шляпы?


А действительно, кто?..


Тело в шляпе


Шляпы покупают интеллигенция, театральная богема. Носит их продвинутая молодежь, творческие люди. Для нового поколения такой аксессуар — «фишка», эпатаж.


По результатам опроса, проведенного в Англии, наиболее элегантно носит головные уборы Джонни Депп. Второе место занял Джастин Тимберлейк, на третьем — Дэвид Бекхэм. Среди белорусских звезд сразу вспоминается немного шутливый, но не лишенный экстравагантности образ ведущего «Суперлото» Артура Шуляка. Оказывается, головной убор сопровождает его не только на экране, но и в жизни.


— Шляпа — это красиво, особенно когда надеваешь ее под костюм и длинный плащ. Многие бы носили, если б в магазинах можно было найти что–то достойное, — уверен Артур. — У меня есть папина, чешская, черная с широкими полями, но она уже поистерлась. Я бы себе такую же купил, только найти никак не могу...


Ходят в шляпах и дяденьки за сорок, с приличным достатком. Те, кто носил их в молодости. Поколение рожденных в СССР. Помню шляпу деда, которая всегда лежала на полке в коридоре. И когда он брал меня в гости к друзьям, у каждого из бодрых старичков тоже лежала или висела на крючке...


Красивый ренессанс


Головные уборы еще в древности выделяли главного воина, вождя, шамана. А шляпы первыми стали носить дворяне в средневековой Европе. В России их ввел в моду Петр I, они подчеркивали статус владельца. Например, цилиндры выделяли состоятельных господ. Ну а потом на смену пришла пролетарская кепка. Правда, к концу 1950–х захотелось чего–то новенького. И шляпы снова появляются на головах советских граждан. В эти же годы в Америке развивается движение хиппи, и начинается демократизация одежды. Долой элегантные вещи! Головной убор — больше не показатель статуса. Миллионеры ходят в джинсах. Стиль одежды стал более спортивным, жизнь — быстрой.


Но пару лет назад спрос на элегантные головные уборы вдруг резко повысился. Возможно, это связано с тем, что опять стали носить пальто и плащи. Или всплеском интереса мы обязаны красивым фильмам с дореволюционными персонажами. Так что это было: начало шляпного ренессанса или просто временное явление?


—  Возможно, сегодня о шляпах забудут, но потом появится ностальгия, и все вернется на круги своя. Мода ведь — явление волнообразное, — успокаивает известный модельер Иван Айплатов.


Так что шляпу не стоит забрасывать в дальний угол. Ее надо содержать и выгуливать, как собаку, только не так часто. И надевая, получать удовольствие от прогулки.


Кстати


Дело в шляпе. А почему, собственно, в ней? Трактовок происхождения этого выражения несколько. Есть версия, что во времена, когда почту доставляли гонцы, важные бумаги (их называли «дела») зашивали под подкладку шапки, чтобы не привлекать внимание грабителей. Есть и другая: раньше взятки клали в головной убор. Третья гласит, что в древности на Руси в шляпу бросали жребии — монеты или кусочки свинца с меткой на счастье. Достанет кто–то жребий с меткой, на том и спорам конец: никто не может отнять того, что предоставила сама судьба!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter