Широко закрытые глаза

Вячеслав Шмат провел очередной рейд по минским магазинам

Летняя торговля в Минске: просроченные продукты и некачественная обувь

Быть гидом по столичным торговым точкам «Р» в очередной раз приглашает Вячеслава Шмата — известного ревнителя сроков и качества продуктов питания, грозу столичных супермаркетов. И, пожалуй, самого ненавистного покупателя в среде завмагов и продавцов всех категорий. Сегодня мы хотим проверить скоропортящиеся продукты и одним глазком взглянуть на обувь. Вы с нами?

Ананас в сметанном соусе

Первая остановка — недалеко от метро «Спортивная». Аккуратный магазинчик по улице Жудро, 16: вооружившись корзинками, заходим в торговый зал. Увы, до «молочки» дело так и не доходит — мы застреваем в рядах с алкогольной продукцией. Что-то здесь не так.

Но кассир считает иначе и с непоколебимым спокойствием пробивает 12 бутылок 40-градусных напитков. Итого: 703 900 рублей. Переступив линию касс, председатель ОО «Защита прав потребителей «Содружество» разворачивается на 180 градусов и просит пригласить администратора.

— Посмотрите, уважаемая, срок хранения настойки горькой «Михалыч» истек больше месяца назад. Настойка горькая «Белорусская зубровка» перестаивает на прилавке уже неделю… Причем в зале у вас еще 21 бутылка данных спиртных напитков с истекшими сроками. Жалобную книгу, пожалуйста! — просит Вячеслав Шмат, и неудовольствие в глазах работников магазина говорит только об одном: он прав. Запись сделана. Нам возвращают деньги по акту возврата, и мы отдаем звонкую корзинку с бутылями. В зале им больше не место!

Пересадка на «Купаловской» — и вот он, железнодорожный вокзал. Рядышком блестит на солнце новыми зеркалами Центральный автовокзал, на втором этаже которого не так давно поселился крупный сетевой магазин. Туда-то мы и направляемся.

 

Корзинки к бою! На 20 минут двое приличных мужчин под галстуками исчезают в лабиринтах супермаркета. Но не все так просто в этих гастрономических «сражениях»… Завмаг, случайно заглянувшая в торговый зал, округляет глаза: «Шма-ат, опять вы?!» И с этой минуты охранник с рацией не выпускает моего спутника из виду. Я же стою незамеченным в соседнем ряду и слышу подробный отчет: «Шмат перешел к холодильнику. Смотрит замороженную курицу. Направился к фруктам…» Шпионский детектив, да и только!

По закону жанра «детектив» заканчивается на минорной ноте — к кассам профессиональный покупатель Шмат подходит с полной тележкой. И продавцы, и завмаг прекрасно знают: ничего хорошего для них на дне этой тележки не лежит. Касс-чек. Книга замечаний. И длинная дорога через весь зал в кабинет заведующей.

Спорить бесполезно. На ананасе, взвешенном и проданном нам, красуется зеленоватое пятно грибковой плесени. Такой фрукт — только в мусорное ведро! Пять упаковок питьевых сливок просрочены на неделю, еще три — на двое суток. Одиннадцать баночек сметанного соуса с наполнителем «Зелень-чеснок» покупатель уже сегодня не должен был увидеть, но, увы, они мирно лежали на витрине… Смотрим дальше: килограмм филея «Дворянского» мало того, что просрочен на 2 дня, он еще и с обморочным душком. Полтора с лишним килограмма рулета «По-домашнему» четвертый день продается с истекшим сроком и «ищет приключений». То же касается 200-граммового кусочка «Краковской» колбасы. Почти три кило полуфабриката кускового из мяса птицы не годны к продаже: увы, сроки, сроки… В завершение списка — две пачки сливочного масла. Лично я не уверен, что кашу ими не испортишь.

«Не продавай, это же Шмат!»

— Всю эту продукцию мы спишем по акту и утилизируем. Виновные будут лишены премии за июль, а администраторы усилят контроль за сроками реализации продукции, — пообещала, возвращая по чеку уплаченную сумму, завмаг Ольга Микулич. Что ж, хорошо, если так.

 

— Давайте сменим дислокацию, поскольку о нашем «мониторинге», уверен, уже известно всем расположенным неподалеку торговым точкам, — предлагает Вячеслав Шмат. И мы спускаемся в метро.

Проспект Машерова, 51. Продовольственный магазин средней руки. Мой спутник уже через пару минут находит две пачки просроченного питания для беременных женщин и кормящих матерей. В колбасной витрине внимание искушенного покупателя Шмата привлекает кусочек копчено-вареного мяса. Он просит его взвесить, но тут происходит неожиданное.

— Лена, не продавай, это же Шмат! — побелев с лица, шипит завмаг, секундой ранее появившаяся в торговом зале. Продавец наотрез отказывается продать мясной продукт, гордо прикрываясь фразой: «Извините, он просрочен и не реализуется». Браво, какая нежная забота о здоровье покупателя! И главное — оперативная.

Но этот дерзкий маневр, увы, не спасает репутацию магазина. В корзинке у моего спутника еще 8 наименований продукции. И у каждого из них свои счеты со сроками изготовления. Три плавленых сырка «Кисломолочный» четвертый день не могут отправиться на списание. Три упаковки филе-кусочки сельди в масле «плавают» сверх положенного уже 25 суток. Кусок масляного рыбного филе четвертый день подвергает риску желудок потенциального покупателя. Восемь бутылок пива «вне закона» четвертые сутки. Но и это еще не все. В списке просрочки — 6 упаковок куриного фарша, замороженный шашлык из свинины, булка ситного хлеба и багет «Чайный».

— Вячеслав Станиславович, ну не надо. Прошу вас, — пытается предотвратить неизбежную запись в журнале и письмо столичным гигиенистам завмаг Нина Мешкова. — Больше такого не повторится.

Но опыт двух предыдущих визитов в данный магазин, к сожалению, говорит об обратном. Надо, Нина Ивановна, надо!

 

Сезонная скидка — это не уценка

…Вопреки всему, мы возвращаемся на ж/д вокзал. Но уже не за продуктами — за обувью. Место бойкое, летний сезон на излете — что там нынче предлагают минчанам и гостям столицы? Ответить на этот вопрос нам поможет эксперт по обуви и изделиям из кожи ОО «Защита прав потребителей «Содружество» Наталья Бежнар.

Улица Кирова, 1. От обилия моделей разбегаются глаза, но не стоит обольщаться модным дизайном и скидками. Через полчаса эксперт вместе с Вячеславом Шматом выносят на кассу восемь пар женской обуви. Но платить за нее мы не собираемся — дефекты не позволяют.

— Обратите внимание на эти женские сапоги. Линия заднего шва смещена относительно центральной оси пяточной части более чем на 4 мм. А это нарушение ГОСТа. Кроме того, здесь очевидно вылегание грани подноска на коже деталей верха. Следующая пара женских туфель. Здесь мы наблюдаем проступившие желтые пятна на светлой коже в пяточной и носочной частях. А также видимую грань подноска в обеих полупарах. Еще одна модель женских туфель, на этот раз открытых. Что тут? Разные по форме выреза носочные части, бугры и вмятины на заготовке верха в пяточной части в левой полупаре… Итог: более 20 дефектов на 8 пар, это просто немыслимо! — подводит черту Наталья Бежнар. — Казалось бы, часть отобранной обуви продается со скидкой, чего еще желать? Но не позволяйте себя обмануть. Сезонная скидка — это не уценка по явному производственному дефекту, так что такая обувь подлежит возврату.

Сразу видно: в этом магазине напрочь отсутствует входной контроль и отбраковка. Хотя на все свои причины. Быть может, если начать отбраковывать этот Китай, вернуть поставщику придется добрую половину товара. Кто ж на это пойдет? Вот и ставят на прилавок…

 

То, что Запад не сносил

Сделав запись в книге замечаний и предложений, мы отдаем коробки и идем к выходу. Завмаг и продавцы смотрят на нас как на пришельцев с Меркурия. Мол, за 30 баксов захотели итальянское качество. Наивные.

— Это еще один выгодный торговле стереотип. Сколько бы ни стоила пара, она подпадает под действие ГОСТов и закона «О защите прав потребителей» и должна им соответствовать. Недавно к нам обратилась минчанка, купившая итальянские босоножки за 2 млн. 700 тысяч рублей. Обула — а они красят между пальцами. Продавец все отрицает: «Нет, это не дефект!» — и ссылается на собственноручно разработанную памятку по правильной носке. Пришлось доказать ему, что это маркость и неустойчивость красителя. То есть 100-процентный порок обуви, — рассказывает Наталья Бежнар. — Еще одна распространенная уловка — стоковая обувь. То есть та, которую по разным причинам отбраковали на Западе. Да, она новая, но при этом может быть из позапрошлогодней коллекции или изначально имеет массу оговоренных дефектов. Потому и приобретается за бесценок. У нас же ее цена многократно возрастает. Этим летом я заглянула в один брендовый магазин — и нашла там классическую «стоковую» пару. В ней было восемь явных пороков.

…А мы у входа в еще один обувной магазинчик по улице Кирова, 1.

Внутри, на стеллажах с ассортиментом, красуются информационные флажки: «Сделано в Испании», «Сделано в Италии», «Сделано в Португалии». Подумал тогда, что мы зря тратим здесь время…

— Девушки, принесите, пожалуйста, книгу замечаний и предложений. И еще — вторые пары вот этих моделей обуви, — просит у продавцов, спустя 20 минут, Наталья Николаевна. Вскоре одну за другой нам выносят пять коробок.— В первых двух парах женских туфель дефекты одни и те же: складки и морщины материала подкладки. Третью дискредитирует морщинистость кожи верха, причем в обеих полупарах. А вот в случае с четвертыми и пятыми женскими туфлями мы вообще имеем дело с разнооттеночностью кожи верха. Взгляните, это видно невооруженным глазом.

Заведующая магазином Татьяна Жихорева соглашается: по всей этой обуви нужно делать уценку, составив соответствующий акт и указав потребителю конкретный технологический дефект. Так-то оно так, но не приди сегодня эксперт, узнал ли бы об этих явных огрехах покупатель? Зато узнает Госстандарт! Письма о наших обувных приключениях представители общества уже направили на реагирование. 

P.S. На момент выхода материала все дефектные пары обуви были уценены в соответствии с торговым законодательством.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter