Широко закрытые глаза

Самый знаменитый шлагбаум столицы до сих пор не на месте

Вопреки рекомендациям ГАИ и столичных архитекторов администрация Ленинского района не спешит вернуть шлагбаум на улице Комсомольской, 32

В декабре прошлого года мы подробно писали о казусной ситуации, в которой оказались жильцы домов по улицам Комсомольской и К. Маркса. Шлаг-баум, установленный в арке дома по техусловиям ГАИ и официально принятый в эксплуатацию в 2007 году, спустя время заставила снять администрация Ленинского района. Мотивировка категоричная: запирающее устройство не прошло согласования и не узаконено… И это после того, как та же самая администрация своим предписанием форсировала сроки подключения устройства! Уже пять лет инициативная группа жильцов безуспешно пытается пробить стену непонимания и доказать, что во дворе шагу не ступить от «приезжих» машин, а воз и ныне там. Некоторые ответы, пришедшие после публикации в «Р», лишь подтвердили всю абсурдность положения.

Восстановить нельзя запретить

Начальник УГАИ Мингорисполкома Дмитрий Корзюк полностью поддержал доводы, приведенные в статье. Да, проблема с парковкой во дворах в центре города назрела давно и стоит более чем остро, шлагбаумы с пропускным режимом — действенная мера по выходу из тупиковой ситуации. Что же касается Комсомольской, 32… 

«Требования по благоустройству территории (устройство тротуара и установка шлагбаума на въезде) в арке указанного дома выдвинуты при выдаче технических условий на проектирование объекта. Разработанная проектно-сметная документация согласована турфирмой «Гулливер» со всеми заинтересованными организациями и реализована в полном объеме, — пишет нам в своем ответе Дмитрий Корзюк и резюмирует: — Для исключения въезда постороннего транспорта на внутридворовую территорию дома № 32 считаем необходимым предусмотреть вос-становление шлагбаума в арке дома с организацией пропускного ре-жима транспорта. Данное предложение направлено в комитет архитектуры и градостроительства столицы».

Печально, но декабрьская публикация «Р» для заместителя главы администрации Ленинского района Дмитрия Табакина не стала причиной для вмешательства в конфликтную ситуацию. Ответ чиновника, честно говоря, удивил…

«Шлагбаум по ул. Комсомольской установлен в 2007 году жителями домов по ул. К. Маркса, 19, 21, 21а, ул. Комсомольской, 34 и пр-та Независимости, 14, 16 на городских землях без согласования в установленном законодательством порядке, поэтому был демонтирован», — пишет нам Дмитрий Сергеевич. Однако он, видимо, забыл за давностью лет переписки, что шлагбаум в указанном году установила в арке дома фирма «Гулливер», заплатив за удовольствие 7 тысяч долларов и еще 900 евро за отладку и непосредственный запуск «стрелы» в эксплуатацию. Жильцы к ее монтажу ни малейшего отношения не имеют: в переписку с властями они включились позже, когда администрация в одностороннем порядке заставила шлагбаум снять. Но все-таки почему?

«Требование о демонтаже вызвано тем, что размещение запирающих устройств, установка ограждения в зоне проезда в жилых образованиях многоквартирной застройки к учреждениям торговли, зданиям административно-делового и культурно-бытового назначения не допускаются. <…> Указанное ограничение обусловлено, в частности, необходимостью проезда машин специального назначения», — объяснил нам позицию районной власти замглавы администрации района.

Кроме того, Дмитрий Табакин напомнил редакции и, видимо, ГАИ: на въезде в арку висит знак 3.1 (в простонародье «кирпич») с оговоркой: «Кроме автотранспорта жителей квартала». Тот, кто не соблюдет его требования, получит штраф. Выходит, вовсе не в шлагбауме здесь проблема, а в игнорировании водителями дорожных знаков. Так, что ли?

«Зачем изобретать велосипед, когда он есть»

…Во вторник в 10.00 мы договорились встретиться на месте событий с Евгением Каспировичем, заместителем начальника отдела дорожной инспекции ГАИ ГУВД Мингорисполкома, и Дмитрием Марченко, председателем ОО «Мой дом», руководителем инициативной группы. Первый в 2006 году давал задание на проектирование этого самого шлагбаума. Второй — последние пять лет пишет в различные инстанции, пытаясь добиться справедливости. И здравого смысла.

Машины въезжают во двор одна за другой с промежутком в полторы-две минуты. По номерным знакам за два часа мы увидели всю Беларусь, кроме Брестчины и Витебщины. Очередной джип с номером региона «5» гулко проехал через арку, сделал «круг почета» по глухому дворику и в итоге нагло подпер «ауди». Больше припарковаться здесь негде.

— Утром из двора не выехать, вечером не въехать, в обед — хоть ты на крыше машину ставь. И так год за годом. В нашем дворе расположено здание концерна «Минскстрой», по периметру — рестораны, кафе, магазины. Мы превратились в перманентную стоянку для постоянных клиентов. Скажите, как жить в таких условиях? — задается вопросом Дмитрий Марченко. — Пару лет назад мы заручились согласием всех жильцов и юрлиц, имеющих отношение к данному двору, условились с директором ЖЭСа. Они берут к себе в штат двоих сторожей, а мы выплачиваем им зарплату из своих жировок. Эти люди в будние дни с 8.00 до 20.00 должны были обеспечивать пропускной режим. Но прежний директор уволился, а новый и слышать ничего не хочет. Нас пускают по второму кругу: идите и собирайте подписи, оформляйте акт на землю, разрабатывайте ПСД на шлагбаум… Так его же ввели в эксплуатацию еще в 2007 году! Зачем изобретать велосипед, когда он уже есть?!

Недоумевает по этому поводу и Евгений Каспирович: документация прошла все согласования, заключение экспертизы получено — претензий никаких. Кроме одной: во двор в обеденное время не протиснется даже легковая машина, не говоря уже о мусоровозе, «скорой» или пожарной. Концентрация авто здесь одна из самых высоких в столице.

— А вы говорите, «кирпич»... Мы пришли к выводу, что в центре города на протяжении проспекта Независимости, улиц Немига и Комсомольская обеспечить требования знака 3.1 со спецтабличкой практически невозможно. Для этого нужно приставить к каждому круглосуточный наряд ДПС, который бы занимался только контролем за въезжающими и выезжающими из двора авто. Но даже в этом случае нереально предвидеть все жизненные ситуации. Может ли таксист въехать под такой знак: он ведь не житель квартала? А жилец, который водит по доверенности? А машина Мингаза? В связи с этим ГАИ сейчас демонтирует данные знаки по городу и восстанавливает их только вместе со шлагбаумом, — рассказывает Евгений Каспирович. — Ситуация во дворе по ул. Комсомольской, 32 нетипична. Сложившаяся здесь обстановка с хаотичной парковкой явно указывает на необходимость установки шлагбаума, а точнее, его восстановления. Об этом ГАИ недвусмысленно заявила в своем предложении комитету архитектуры. Тем не менее порядок установки и работы запирающего устройства все равно должна согласовать администрация Ленинского района.

«В данном случае мы поддерживаем жильцов…»

Получается, мы опять уперлись в тупик. Да, но какова судьба предложений, направленных ГАИ в комитет архитектуры и градостроительства Мингорисполкома? 

— В письме, направленном в администрацию Ленинского района за подписью первого заместителя председателя комитета Владимира Куршина, достаточно ясно написано: в данном конкретном случае мы поддерживаем жильцов двора по ул. Комсомольской, 32 и считаем возможной установку шлагбаума. Тут все предельно ясно и однозначно, — удивляется Ирина Юхневич, главный специалист отдела инженерного оборудования и транспорта коми-тета архитектуры и градостроительства. — Непонятно другое: почему за решение данного вопроса берется администрация района, ведь дворовая территория относится к землям общего пользования. А значит, все вопросы с землеотведением и прочими моментами находятся в компетенции горисполкома. Решение № 1799 «О разделении полномочий» пока еще никто не отменял.

Что же во всей этой неразберихе делать жильцам? Выход столичные архитекторы предлагают следующий: заново оформить все документы, только теперь уже в горисполкоме… Но как? Поскольку жители домов не являются юридическим лицом, им придется обратиться в ЖРЭО Ленинского района как к балансодержателю жилых домов указанного двора. ЖРЭО, в свою очередь, должно подать в Мингорисполком заявление о предоставлении земельного участка под шлагбаум. Затем город примет решение об отведении земли, а комитет архитектуры согласует проектно-сметную документацию на запирающее устройство. Дальше по процедуре — строительные работы, акт приемки и финишная прямая — ввод в эксплуатацию. Что делать в ситуации, когда ПСД разработана и утверждена еще в 2007-м, а новенькая «стрела» от уже смонтированного шлагбаума годами пылится в подсобке турфирмы «Гулливер», в комитете сказать не взялись. Неужели опять тупик?

«Не собираюсь еще раз платить 900 евро»

— Вы знаете, от всей этой истории я уже порядком устала. Единственное, что знаю наверняка, так это то, что в 2007 году свои подписи под проектом по организации отдельного входа, благоустройству прилегающей территории и устройству шлагбаума в арке по ул. Комсомольской, 32 поставили 18 организаций. В том числе тогдашний архитектор администрации Ленинского района. То есть шлагбаум принят в эксплуатацию в комплексе с объектом по всем существовавшим на тот момент правилам. Причем пять лет назад только за ввод и подключение с меня содрали более 900 евро, не считая стоимости шлагбаума и чипов. Еще раз платить эту сумму я не намерена, — категорична Галина Королева, директор турфирмы «Гулливер». — Вот посмотрите: это предписание за подписью управделами администрации Ленинского района В.Литецкого от 30.01.2007 г. дает мне срок до 26 февраля на «подключение и оборудование указанного шлагбаума согласно техническим условиям УГАИ Мингорисполкома, а также дальнейшую его эксплуатацию по целевому и функциональному назначению». Покажите его исполкомовским архитекторам, освежите им память, а то там столько народу за эти годы поменялось…

Директор «Гулливера» как в воду глядела. Новый архитектор Ленинского района Павел Лучинович на должности меньше месяца, о ситуации со шлагбаумом, разумеется, знает пока не все. Но разобраться с личным выездом на место пообещал. А это уже очень много. Ведь когда ты своими глазами видишь двор, задыхающийся от «приезжих» машин, написать несуразную отписку не поднимется рука. Проще все-таки разобраться, как следует изучить архив переписки и положить конец некрасивой истории, в которой одну «стрелу» собираются пустить дважды. 

----------------------------------------------

 
 Уже в 11.00 во дворе яблоку негде упасть.
 
 
 С какой стороны ни смотри...
 
 
 Очередной «гость».
 
 
 Блок управления шлагбаумом по-прежнему исправен.
 
 
 Дмитрий МАРЧЕНКО: Вот так вот и буду стоять...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter