Широким проспектом шагая...

Недавно пришлось услышать любопытное утверждение одного любителя отечественной старины: "В Европе Миров и Несвижей - море, а "ампира" 20-х нет!" Подобным пассажем, не скрою, был ошеломлен.
Недавно пришлось услышать любопытное утверждение одного любителя отечественной старины: "В Европе Миров и Несвижей - море, а "ампира" 20-х нет!" Подобным пассажем, не скрою, был ошеломлен.

Как сравнивать радзивилловские достопримечательности с архитектурой середины ХХ века? Как сокровища Ренессанса и барокко ставить вровень с неоклассицизмом? Но, подумав, оценил прозорливость коллеги...

После Второй мировой войны в Европе известны по крайней мере два проекта комплексной реконструкции городов с полным сносом прежних и постройкой новых улиц, домов, скверов. Это Минск и... Лондон. В последнем все же не решились мутить спокойствие консервативных британцев: жилой фонд был в частной собственности, а владельцы имущества вряд ли согласились бы на столь радикальные меры, как снос их жилищ. В Минске было проще: обгоревшие коробки поврежденных зданий снесли. И построили город-сад. Почти в прямом смысле. Разве не прекрасен главный проспект в районе Свислочи, в окружении зелени парков и синей глади реки? Новый город вполне отвечал духу времени - ровный и правильный, как генеральная линия партии. Столица, спрятавшая где-то далеко-далеко в своих каменных джунглях старый довоенный Менск...

Сколько споров вызывала архитектурная роскошь, явно бьющая через край в центре столицы! Сколько пошло средств на все это ради "картинки" для редких визитеров из-за границы: мол, смотрите, как люди живут. Но уже в наше время затраченные некогда усилия скоро, как ни странно, начнут приносить свои плоды: наконец начнет "капать" по процентам... Имеются в виду туристы. Расскажем поподробнее, что нам может дать пресловутое "тоталитарное искусство" - есть такой удивительный, но чисто научный термин.

Исследователь истории главного столичного проспекта архитектор-реставратор Вадим Глинник является заместителем председателя Белорусского комитета Международного совета по памятникам и историческим местностям. Толк в своем деле знает, о международном опыте рассуждает не понаслышке

: - Пока мы еще далеки от понимания ценности советской архитектуры. А тем временем на Западе уже защищаются диссертации по истории архитектуры советского Минска. Обычная история: наше наследие эксплуатируют другие. Но пока мы даем карт-бланш: рекламируйте на здоровье! Ценность любого памятника осознается по прошествии некоторого времени. Считается, что 50 лет - более-менее достаточная дистанция для реальной оценки культурной ценности объекта. Еще совсем недавно дома на проспекте Скорины, выполненные лучшими московскими и ленинградскими архитекторами в стиле неоклассицизма, не привлекали нашего внимания. Но чем больше проходит времени, тем чаще мы смотрим на них другими глазами. Современники барокко тоже не понимали ценности окружающих их зданий и удивились бы, узнав о нашем преклонении перед творениями их рук. Так и в наше время. Современная архитектура еще ожидает достойной оценки потомками...

Памятник ценен еще и своим содержанием. Например, озеро Свитязь ничем не отличается от иных водоемов, но его воспел Мицкевич! Вот и едет странник глазеть на плеск воды да свитязянские закаты и восходы, стараясь понять, что же манило великого поэта к этому озерцу... А его, может быть, привлекало совсем не озеро, а легенда, имя...

Имя иногда значит более, чем предмет, его носящий. Некоторое время назад на одной из улиц Барановичей была укреплена табличка, на коей были выписаны все названия этой магистрали на протяжении минувших двух веков. Проспект Скорины, наверное, еще надолго сохранит свое название. А вот его иные титулы забудутся: Сталинский, Ленинский, улицы Советская, Захарьевская. За каждым названием - эпохи, люди... Укрепить бы и здесь несколько табличек со всеми бывшими названиями - и сразу иное отношение появится к привычному пейзажу.

Например, Сталинский проспект. Какие ассоциации? Идеальный социалистический город. Каким он был? Парадные подъезды и небеленые стены со дворов. Торжественный фасад и серый коммунальный быт. Имперский размах и жестокая экономия. И не надо читать толстые тома энциклопедий, чтобы понять историю: она живая, здесь, перед нами. Пока не оцененная. Но главное - и не уцененная.

Со временем все худое забывается. Остаются только яркие, преимущественно положительные, впечатления. Бывший Сталинский проспект будет интересен до той поры, пока не утратит своего оригинального облика. Вадим Глинник не скрывает своей обеспокоенности по этому поводу

: - Проспект создавался под иной, нежели нынешний, стиль жизни. Если вы заметили, почти все первые этажи домов были жилые, и когда теперь их реконструируют под офисы и магазины, иногда уничтожают интересные архитектурные детали. Потому что никто в те далекие годы не мог представить, что эра социализма канет в Лету, и центру города понадобятся кафе, рестораны, бары, клубы в таком ошеломляющем количестве. А за всеми изменениями в архитектуре не уследишь. Раньше, например, многие фасады домов в центре города были украшены интересными декоративными вазами. А нынче их почти не увидишь. У нас ведь как поступали? Одна ваза упала, иные посбивали. Вместо того чтобы взять да укрепить. Никакого вкуса, не говоря уже о сознательности, чистый утилитаризм. Или цвет фасадов домов. Никогда проспект не был таким пестрым, а сейчас - все цвета радуги. Дух минувшей эпохи улетучивается, а ведь именно этот дух как нечто уникальное, неповторимое требует сохранения. Еще одним примером того, как мы, что имеем - не храним, может быть дверь, буквально варварски прорубленная в торце здания бывшего кафе "Весна" (ныне часть помещения занимает ресторан японской кухни). Дверь ведет в фотомагазин. Но куда заведет подобное попустительство городских властей, дающих разрешение на вольное обращение с архитектурными памятниками, - страшно представить. Так, чего доброго, на главном проспекте все окна превратятся в двери доходных магазинов.

Но многие из проблем здесь действительно неразрешимы, если учитывать только одну точку зрения - департамента по охране историко-культурного наследия и реставрации. Вот сквер на улице Ленина. На моей памяти это место не пользовалось популярностью у горожан: сквер зажат с двух сторон проезжими частями - шумно, пыльно. Некоторое время назад архитекторы разработали проект "очеловечивания" серого и неприветливого сквера, где стоит памятник летчику-герою Грицевцу. Но! Год назад, когда работа уже кипела, скверу придали статус историко-культурной ценности, то есть любые изменения на этом месте по определению стали невозможны. Что делать? Стали обсуждать. Архитекторы хотят заменить деревья: липы на клены. Историки запрещают: мол, у нас испокон веков весь центр засажен липами, а нарушать традицию мы не намерены. Ладно, остаются липы. Фонтаны, правда, удалось внедрить. Железная ограда 50-х годов также осталась прежняя, однако ее приподняли над уровнем улицы Ленина, чтобы защитить будущих отдыхающих от шума и пыли. Но снова стали звучать голоса против: мол, никогда так высоко ограда не стояла...

Почему так беспокоятся историки? Дело в том, что сквер на улице Ленина - своего рода прецедент, он является пробным камнем для будущих проектов по изменению облика советской части Минска. И если сегодня дать добро на решительные преобразования в этой части города, можно и клочков от сталинской архитектуры той эпохи не собрать.

В конце февраля в департаменте по охране историко-культурного наследия и реставрации состоялось очередное заседание его методического совета. Специалисты долго обсуждали проблему сквера и пришли почти единогласно к следующему выводу: да, он является ценностью, но это не Софийский собор, чтобы его беречь как зеницу ока. Это все-таки творение рук наших недавних современников, к тому же во многом исполненное по характерным для того времени типовым проектам. Правда, сегодня - это далеко не типичный архитектурный ансамбль, а поэтому стоящий все-таки сохранения. Но некоторая модернизация не повредит, даже наоборот - будет полезна для развития города. То есть архитекторам дан карт-бланш: действуйте, но осторожно! Самый главный противник нововведений заместитель председателя департамента Игорь Чернявский особо отметил: это - не уступка, это - компромисс.

Добавлю от себя. Стараться сберечь в первоначальном виде созданное мы обязаны. Недопустимо по любой прихоти ломать не нравящиеся нам старые дома, скверы и т.д. Весьма неуклюже смотрятся новые застекленные переходы у ГУМа, которые, как мне кажется, контрастируют с духом всей архитектуры этого места. Произошло самовольное искажение исторической среды. Пройдемся по проспекту далее, осмотримся: фонари, скамейки, ограды - многое, увы, модернизируется. А реклама? Разноцветные щиты на строгих фасадах - до безвкусицы рукой подать. Старое поколение не понимает. Молодое наблюдает молча. Мы еще только начинаем осознавать ценности близкого прошлого. Но не хотим снова его терять.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter