Широкая натура

Установившаяся в последний месяц жаркая погода в буквальном смысле слова выгоняет при первой же возможности тысячи горожан из кирпично-бетонных джунглей и асфальтовых лабиринтов к ближайшим водоемам и лесам.
Установившаяся в последний месяц жаркая погода в буквальном смысле слова выгоняет при первой же возможности тысячи горожан из кирпично-бетонных джунглей и асфальтовых лабиринтов к ближайшим водоемам и лесам. При этом основным средством передвижения к вожделенной прохладе, бесспорно, стал автомобиль. Но, как бы прискорбно ни было это осознавать, такая тяга к природе зачастую оборачивается полным уничтожением зеленых полян и лесных тропинок. Пытаясь противостоять такому массовому автонашествию, Госавтоинспекция регулярно проводит рейды по зеленым зонам. В один из таких выездов сотрудники экологической милиции ГАИ Минского района пригласили корреспондентов "СБ".

Сводный экипаж "Нивы" с бортовым номером П850 состоял из лейтенанта Андрея Руткевича, прапорщика Валерия Бордияна и двух журналистов. Маршрут, который выбрали в этот день инспекторы, пролегал по пляжам Вячи.

- Эх, непоказательный будет день, - говорит Валерий Бордиян. - Во-первых, пятница, во-вторых, только-только ливень прошел и тучи еще ходят. Основной наплыв завтра, на выходной день придется. Да, ну ладно - вперед.

И действительно, отдыхающих на первой нашей остановке в районе пляжа около комплекса Раубичи практически нет. Однако единственная стоящая на поляне машина по своему месту расположения сразу же привлекает внимание инспекторов ГАИ. Непонятно, зачем россияне, а это, как оказалось впоследствии, именно они были в автомобиле, съехали с накатанной дороги и остановились посреди поляны. Совершенно искренне братья-славяне были удивлены, узнав, что они нарушили правила дорожного движения и попали под статью Административного кодекса, предусматривающую за въезд на автодорогу общего пользования и съезд с нее в неустановленных и необорудованных местах штраф в размере до 3 минимальных заработных плат. Однако спорить с сотрудниками ГАИ не решились и в конце концов даже согласились с обоснованностью строгого подхода к таким нарушениям.

Разобравшись с этими нарушителями, экипаж П850 отправился дальше. Однако, прежде чем покинуть пляж около Раубичей, инспекторы обратили наше внимание на одну немаловажную деталь.

- Вот сейчас, пока народа нет, - говорит Андрей Руткевич, - оглянитесь вокруг. Это - зона массового отдыха людей, а здесь нет ни раздевалок, ни туалетов, ни стоянки для машин, нет даже мусорных контейнеров. В итоге: кучи мусора, выброшенные пустые пластиковые бутылки, бумажки, консервные банки. А в близлежащий лес и заходить не хочется. Неужели некому навести здесь порядок? И это при том, что тут же на берегу отстроены особняки многих именитых людей и даже дипмиссий, а район считается одним из самых дорогих и престижных.

Справедливый монолог остается без ответа и даже без обсуждения. Что есть - то есть, и добавить к этому нечего. Через некоторое время экипаж выезжает на пляж Вячи. Автостоянка, находящаяся метрах в трехстах от берега, пустует, и даже кое-где уже сквозь асфальт пробивается зеленая травка. Однако на грунтовой дороге, спускающейся прямо к воде, стоит около десятка машин.

- Это еще одна проблема, - рассказывает Валерий Бордиян. - Люди боятся оставлять авто без присмотра. И бывает, что они нам так и говорят: дескать, лучше заплатим штраф, но машина останется на виду, рядом. Некоторые в виде аргумента обязательного подъезда прямо к воде заявляют, что у них маленькие дети и идти по жаре несколько сот метров с множеством вещей им тяжело. И если подходить с общечеловеческих позиций, то их понять можно. Действительно, покупать новое стекло или колеса намного дороже и хлопотнее, чем заплатить штраф. Чтобы кардинально решить проблему автомобилей на пляжах, необходимо в первую очередь соответствующим образом оборудовать эти самые пляжи и создать сопутствующую инфраструктуру.

Те машины, которые стоят вдоль грунтовой дороги, инспекторы не трогают, однако, когда мы проезжаем дальше вдоль берега, видим иномарку, которая стоит чуть ли не колесами в воде. Нарушение грубое, и пройти мимо такого невозможно. В водоохранной зоне автомобилям делать нечего. Нарушители не возражают и безропотно забирают штрафную квитанцию у инспектора. В это время начинается дождь, и мы забираемся в патрульную "Ниву", которая берет курс домой - в город.

На обратном пути Андрей Руткевич познакомил нас с некоторыми цифрами. В июле проводился месячник "Чистый воздух". В рамках этой операции сотрудники экологической милиции Минского района проверили около 1.200 машин на содержание СО в выхлопных газах. У 392 авто были выявлены превышения нормы. На так называемых зеленых зонах зафиксировано 380 нарушений. Штрафов выписано на сумму почти полтора миллиона рублей. И эта работа проделана двумя (!) экипажами ГАИ.

Однако все же рискну предположить, что дело не в богатстве наших граждан и их широкой натуре, готовой разбрасываться тысячами рублей, проблема в ином. Во-первых, места массового отдыха необходимо соответствующим образом оборудовать, чтобы не было необходимости нарушать установленные правила. А во-вторых, до тех пор, пока сами люди не научатся уважать себе подобных и окружающий их мир, грязь, вытоптанные поляны, поломанные деревья будут обычными атрибутами "культурного" времяпрепровождения на природе.

На снимке: будни экологической милиции.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter