Шипы и розы исполнения

За год один судебный исполнитель в среднем взыскивает 285,6 млн рублей

«Не было бы никакой пользы в правосудии, если бы решения судов не приводились в исполнение», — так считал еще Аристотель. С ним солидарен и министр юстиции Беларуси Виктор ГОЛОВАНОВ (на снимке).

— Виктор Григорьевич, эффективность деятельности общих судов во многом определяется уровнем реального исполнения судебных постановлений. Что на практике представляет из себя конкретная деятельность по выполнению решения суда?

— В подавляющем большинстве случаев по судебному постановлению ответчик должен совершить конкретные действия: возвратить долг, выселиться из занимаемого помещения, выплатить истцу заработную плату, предоставить возможность истцу (родителю) право встречаться со своим ребенком и т.д. Во всех случаях, если ответчик или должник отказывается самостоятельно выполнить возложенные на него судебным решением обязанности, то наступает процесс принудительного исполнения. В этом процессе определяющую роль играет судебный исполнитель.

Функции исполнения постановлений общих судов, а также налоговых, таможенных органов, решений органов госконтроля, административных комиссий возложены на органы юстиции. Чтобы представить себе общий объем работы, достаточно сказать, что в 2008 году на исполнении судебных исполнителей общих судов находилось свыше 1,8 миллиона исполнительных производств. Причем с каждым годом весьма ощутимо возрастают как количество исполнительных производств, так и сумма взысканных средств. Так, если в 2006 году по всем исполнительным документам было взыскано 181 млрд. рублей, то в 2008 году – 286 миллиардов. Но главное тут все же не деньги: выполнено постановление суда, вынесенное от имени государства, защищены права граждан, подкреплен имидж государства, способного на деле силой закона принудить виновных возместить нанесенный ущерб.

— В редакционной почте постоянно встречаются письма читателей, высказывающих те или иные нарекания, касающиеся исполнения судебных решений. Как вы считаете, высока ли эффективность работы судебных исполнителей?

— Судебные исполнители – это государственные служащие, работающие в общих судах. Их штатная численность составляет 1100 человек. 80 процентов имеют высшее образование. Не так давно указом главы государства для судебных исполнителей была введена форменная одежда. Это существенно повысило их имидж и организованность. Средняя нагрузка по стране на судебного исполнителя составляет 138 исполнительных производств в месяц. То есть в день судебный исполнитель обязан закончить производство по 6—7 исполнительным делам. По многим из них следует не раз встретиться с должником, выехать на исполнение в дальний населенный пункт. В отдельных районных судах нагрузка составляет свыше 200 исполнительных производств в месяц.

Думается, при ответе на поставленный вопрос во многом показательны будут такие цифры. В среднем за год один судебный исполнитель взыскивает 285,6 миллиона рублей, что почти в 20 раз превышает затраты на его содержание.

— Взаимодействуют ли судебные исполнители Беларуси со своими зарубежными коллегами? Учитывается ли как-то международный опыт исполнительного производства?

— В ноябре 2008 года наша страна была единогласно принята в Международную ассоциацию судебных служащих. Эта организация является членом Экономического и социального совета ООН, членом Совета Европы. Подписано соглашение о сотрудничестве между Министерством юстиции, Высшим Хозяйственным Судом и Международной ассоциацией судебных служащих, которое позволит нам внедрять прогрессивную мировую практику в области судебного исполнения, более эффективно выполнять решения судов Беларуси в иностранных государствах. Мы знакомились также с опытом работы судебных исполнителей России, Литвы, Казахстана.

— Имеются ли различия в деятельности судебных исполнителей различных стран? Не намерено ли Министерство юстиции Беларуси более активно перенимать опыт, накопленный в сфере исполнения решений другими странами?

— Во многих странах (Германии, Франции, США, Литве, Польше) судебные исполнители представляют собой частные структуры. Вопрос о целесообразности введения данного института рассматривается Казахстаном, Украиной, Россией. Мы изучали опыт работы частных структур по судебному исполнению в Литве. К сожалению, процент взыскания составляет не более 20, что значительно ниже, чем у нас. Кроме того, следует добавить, что, кроме суммы, определенной по взысканию судом, частные судебные исполнители берут и «свой» процент. Это, конечно, невыгодно должнику. С другой стороны, у частных структур имеется большая заинтересованность в исполнении, так как от этого напрямую зависит их доход.

— А каков процент реального взыскания в общих судах Беларуси? Можно ли сегодня говорить о реальной защите в нашей стране нарушенных прав?

— Средний процент реального взыскания в общих судах за последние пять лет составляет около 53. Следует учесть, что по многим исполнительным листам нельзя взыскать суммы одномоментно, взыскание растягивается на годы. Для сравнения: в Российской Федерации доля реального взыскания — около 30 процентов.

— Если судить по цифрам, то получается, что у Министерства юстиции нет причин для тревоги. У меня же в памяти — обращения читателей, недовольных исполнением по конкретным делам. Видимо, и у вас, Виктор Григорьевич, есть основания для беспокойства?

— Конечно же, мы недовольны такой работой. В 2008 году судебными исполнителями было возвращено взыскателям почти 180 тысяч исполнительных производств из-за невозможности взыскания. И хотя у взыскателя имеется право предъявить исполнительный лист ко взысканию и во второй, и третий раз, однако это далеко не всегда приносит желаемый результат. Иногда причины невзыскания объективны: предприятие разорилось, отсутствуют финансовые средства на счете, или должник — инвалид, пенсионер, поэтому у него нет ни требуемых денежных средств, ни имущества для возмещения ущерба. Однако иногда ответчик здоров, но отказывается работать и возмещать долг, ссылаясь на то, что труд — это его право, а не обязанность. Другие умышленно скрывают свое имущество.

— И дальше мириться с этим, согласитесь, нельзя…

— Согласен. И потому уже разработан проект закона, который позволит потерпевшему взыскать нанесенный ему ущерб. Любой человек может работать или не работать – это его право. Но если суд вынес решение, обязывающее вернуть долг, такой гражданин должен быть принудительно трудоустроен. В противном случае наступает ответственность за неуважение к суду и игнорирование его решения.

Кроме того, нами изучается вопрос о введении реестра недобросовестных должников, не возвращающих свой долг, и опубликовании его в печати.

Во исполнение поручений Президента Беларуси, данных на совещании судей в марте 2008 года, вносятся изменения в законодательство в части совершенствования процедуры исполнительного производства. Расширяется компетенция судебных исполнителей общих судов. Сокращаются процессуальные сроки для ряда действий судебных исполнителей. Все это значительно повысит оперативность исполнительного производства.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter