Шинель для мнимого больного

«Армии-то избежал, но при этом навсегда остался инвалидом»

Плоскостопие, косоглазие, слабоумие, высокая степень заикания… Есть и еще пара десятков болезней, с которыми армия точно не грозит. Всем остальным придется придумать что-то оригинальное. Но что? Подсказки молодые люди призывного возраста теперь ищут в сетях всезнающего Интернета и запутываются. Наивные парни, начитавшиеся советов бывалых, начинают строчить жалобы вплоть до министра обороны. Зрелище печальное.

В итоге те, кто не хочет служить, делятся на две категории. Одни не желают, но идут, потому что надо. «Отказники» сознательно игнорируют закон и занимают «принципиальную» позицию, рассказывает начальник направления призыва на военную службу военного комиссариата Гродненской области полковник Сергей Кучер. Одно радует: на Гродненщине таких с каждым годом становится меньше — из 10 тысяч призывников злостных уклонистов набирается около двух десятков. Но уж эти «косят» по полной: пишут жалобы, оспаривают решения медкомиссий, подают в суд. А в результате сами получают наказание: начиная от штрафов (до 100 базовых величин) и заканчивая лишением свободы до 2 лет. Бывает, молодые люди выезжают на заработки за границу, сидят там по несколько лет, а по приезде становятся невыездными. И все равно в итоге приходят в военкомат.

Наиболее частая причина, под предлогом которой призывники стремятся обезопасить себя от армейского камуфляжа, — синдром мнимого больного.

Такие рассказывают медкомиссии, как они страдают от недуга, в каких местах у них колет, режет и тому подобное. Но врачи выносят вердикт: годен! В составе призывной комиссии — 8 врачей, и каждый из них несет личную ответственность за свой диагноз. При этом, если человек действительно болен, у него есть амбулаторная карта, по которой можно проследить, когда заболел, как лечился. А когда вдруг ниоткуда появляются серьезные болезни, конечно, это вызывает подозрение. Некоторые именно так тянут время и дают себе отсрочку на несколько призывов. Только вот какой смысл, если все равно придется отслужить?

Больше всего поражает, когда во время медкомиссии выявляются косвенные признаки членовредительства. К примеру, здоровый парень вдруг приходит с раздробленной ногой. Поясняет: на ногу упала гиря. Ну да, так вдруг сама взяла и упала. Армии-то он избежал, но при этом остался на всю жизнь инвалидом. Частенько ломают руки, ноги, калечат сами себя. Отсрочка — в кармане, но какой ценой?

В этот весенний призыв около 1,5 тысячи новобранцев из Гродненской области пополнили ряды Вооруженных Сил. Обычно на очередные призывные мероприятия должно прибыть от 8 до 12 тысяч молодых людей в возрасте до 27 лет. Примерно 75 % из них имеют право на законную отсрочку — для продления образования. Некоторые откладывают службу по семейным обстоятельствам, небольшая часть — спортсмены, работники прокуратуры и др. Но что движет теми, кто сознательно игнорирует повестки, убегает, скрывается? Может, страх, быть обиженным более сильными ребятами?

В военкомате считают, что это страх стать мужчиной. Так называемая боязнь взросления: ведь там, за воротами с армейскими звездами, совсем другая жизнь. В армию приходят 20-летние, которые не знают, как пользоваться ниткой и иголкой. Не имеют представления, что пол надо мыть не поперек половиц. Потому что они никогда и ничего не делали своими руками. Парни из сельской местности более приспособлены к жизни, хоть и не так образованны. Зато в конце службы ни те, ни другие не говорят, что эти год или полтора потрачены зря. Бывает, лишь через десяток лет приходит понимание того, что именно армия сделала мальчишку настоящим мужчиной. Так стоит ли «косить» и портить себе биографию?

Кстати, на Гродненщине многие градообразующие предприятия не принимают на работу тех, кто не отслужил без уважительной причины. Может, оно и правильно: раз молодому соискателю так нелегко в бою, значит, трудно будет и в трудовом коллективе.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter