Ветеран Великой Отечественной войны Тамара Завгородняя вспоминает о своих боевых дорогах

Шифр судьбы Тамары Завгородней

Радистка, разведчица, партизанка — такие роли война взвалила на плечи семнадцатилетней Тамары. Хрупкая девушка с двумя косичками и ясными, как весеннее небо, глазами после окончания школы готовила платье к выпускному вечеру, но так его и не надела. Строила планы на взрослую жизнь, хотела стать гимнасткой, но юношеские надежды остались в ее мечтах навсегда.

«Родом не из детства — из войны»

Тамара Алексеевна встречает на пороге квартиры в парадной форме с орденами и медалями. На днях старший лейтенант в отставке готовится отметить свое 96-летие. Несмотря на почтенный возраст, она полна сил и энтузиазма.

— Утро должно быть бодрым! — объясняет секрет энергичности хозяйка. — Сейчас хорошо, а моему поколению, пережив войну, пришлось учиться жить заново…

Тамара Алексеевна помнит день, когда вместе с ребятами из районного городка Халтурин (ныне Орлов Кировской области) отправились играть в волейбол к речке. Смеялись, балагурили… Старичок, проходивший мимо, остановил веселую гурьбу: «Что же радуетесь? Страшное время пришло — война…» Дети не поверили, дескать, мало ли что почудилось дедуле. Когда услышали доносившиеся издали тревожные голоса, побежали на площадь. Жителям городка сообщили о нападении немецко-фашистских захватчиков.

— Внутри меня от страха и тревоги как будто замерло все, — рассказывает ветеран. — Школу, где должен был состояться наш выпускной вечер, отвели под госпиталь для раненых. А четырех девчонок из класса — Валю Торопову, Асю Боброву, Нину Вычугжанину и меня — направили в Москву в специальную школу радистов.

Изучали азбуку Морзе, практиковались в эфире на портативной радиостанции «Север». После сдачи экзамена Тамару в составе спецгруппы «Подрывник» направили в Брянские объединенные партизанские бригады Южной оперативной группы, которой командовали Герои Советского Союза Дмитрий Емлютин и Алексей Бондаренко.

Тамара Завгородняя (в первом ряду вторая справа) — на курсах по изучению азбуки Морзе.

Боевое крещение

Первым испытанием для юной радистки стало задание десантироваться в назначенном месте.

— Помню, летим ночью, а мимо звездочки проносятся, — рассказывает Тамара Алексеевна. — Потом командир сказал, что нас обстреливали. Откуда было знать? До этого момента самолет никогда не видела. А выпрыгнуть с парашютом в кромешную тьму среди ночи для меня было просто невообразимо. Первый, второй пошел… Следующая я. Идти не могу. Ноги подкашиваются. Как шагнула в темный проем, до сих пор не помню. Приземляясь, зацепилась за сосну. Партизаны вовремя подбежали, стропы обрезали, сняли меня.

Тамара Алексеевна помнит первый бой. Свист пуль над головой застал врасплох. Смотреть в лицо смерти было невыносимо больно. До сих пор в памяти глаза раненого солдата, которого тащила на себе с поля боя, чтобы оказать медицинскую помощь.

—  Он просил: «Дочка, брось меня, я старик, а тебе еще жить нужно», — вспоминает ветеран. — Но я, обливаясь слезами, дотянула раненого до медчасти. Он выжил. Пришла в отряд, и ребята заметили: «Тамарка, да ты же поседела!»
Девчонка поры огневой

Юной радистке, оказавшись в незнакомой местности, нужно было антенну бросить так, чтобы установить связь. Действовать приходилось оперативно, чтобы враг не смог перехватить донесение. Передавала радиограммы в Центральный штаб партизанского движения в Москве, оттуда сводка шла на фронт.

— В разведку ходили, — вспоминает ветеран. — Помню, как готовились взорвать железнодорожный мост через реку Десна в Брянской области. Он был важным стратегическим объектом для неприятеля. Чтобы собрать всю информацию, пришлось около двух месяцев разведывать, сколько у немцев человек на посту, в каком режиме они меняются. Диверсию тогда осуществить удалось. Но чего нам это стоило…

Однажды вместе с напарницей Асей попали в окружение. Командир сказал, что надо прорвать коридор и проскочить. Кто-то прошел быстро, а мы упустили момент и отстали. Карты местности у нас не было. Нарвались на минное поле. Мы видели, как через него шли жители местных деревень с детьми, с коровами. Подрывались на наших глазах, погибали.  Нам с Асей удалось пройти и остаться в живых. Не знаю как… Наверное, в рубашке родились…

Мы знали, что немцы идут через лес и никогда через болото. Поэтому это был наш путь. Выбрали самый раскидистый куст и прятались за ним. Выйду — услышу немецкую речь, назад возвращаюсь. Главное — не попасть в руки врагу, сохранить рацию. С собой у нас были пистолет и граната, чтобы в случае чего уничтожить шифр и себя. Дня три мы в болоте сидели. Без еды. Воду из болота выжимали и пили по глотку. Кирзовые сапоги сорок первого размера при нашем тридцать шестом набрякли и затягивали в глубину. 


Пошли в разведку в сторону деревни Воловня, потом села Смележ, которые уже были заняты Красной Армией. Видим, навстречу наши ребята вышли. Как же мы обрадовались! Привезли нас к командиру. Он по-отцовски принял, обогрел, чаем напоил и благодарил: рацию, шифр спасли и живые вернулись!

Потом нас представили к награде — медали «За отвагу». Сначала расстроились, ведь ребятам вручили ордена. Генерал-майор, дважды Герой Советского Союза Сидор Ковпак подошел к нам и сказал: «Да не стоит унывать! Медаль «За отвагу» для солдата — это как орден!» Вот и блестит на груди у меня сейчас ковпаковский орден!

«Память, за собою позови…»

Победу Тамара Завгородняя встретила в Минске, куда ее распределили работать в органы правопорядка. Сначала была оперативным работником, потом окончила пединститут и трудилась старшим библиотекарем в школе милиции, начальником специальной библиотеки в Минской высшей школе МВД СССР. Перевезла в Минск и маму. Трое ее братьев с фронта не вернулись, отец умер от голода.

Тамара Алексеевна и после выхода на пенсию вела общественную работу в ветеранской организации Ленинского района Минска. Сейчас часто встречается с молодежью, рассказывает о пережитом во время лихолетья.

— Воспоминания о войне мелькают в моих снах, как кадры из кинофильма, — признается ветеран. — Просыпаюсь и благодарю за то, что у нынешнего поколения есть мирное небо над головой. Это и есть самое главное.

ИЗ ДОСЬЕ

У Тамары Завгородней трое детей, пятеро внуков и пятеро правнуков. Награждена орденом Отечественной войны, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «Партизану Великой Отечественной войны II степени», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.».

pisma@sb.by.

Фото автора.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter