Тонкости маркировки резины

Шифр на покрышках

Сегодня шины — это технологичный продукт. Здесь продумана каждая деталь. Ведь “обувка” для машины играет далеко не последнюю роль в безопасности вождения. Ряд важных характеристик написан прямо на покрышках — нужно только уметь правильно прочесть эти “тайные знаки”.


“Обуть” по погоде


В первую очередь следует обратить внимание на сезон, для которого пригодны те или иные шины. Автомобилисты знают: есть летняя, зимняя резина и так называемая всесезонка.

И это не маркетинговый ход производителей, желающих заработать на “переобувании” автомобилей. Зимняя и летняя резины имеют отличия — в первую очередь это касается их состава.

Для высоких температур шины делают из более жесткого материала, чтобы, контактируя с горячим асфальтом, они не “плавились” и обеспечивали хорошую сцепку с дорожным полотном.

Для холодов используется мягкая резина, кроме того, есть возможность сделать “шиповку”. Зимние шины обозначаются снежинкой либо надписью Winter. Может быть также указано Studless — не подлежит ошиповке или Studdable — шиповать можно.

Что будет, если машину не “переобувать”? Ездить зимой на летней резине — сродни самоубийству, ведь уже при температуре +7 градусов она начинает “дубеть”, а значит, даже обычный асфальт превращается для нее в каток, не говоря о ледяной корке и снеге.

Один из любимых вариантов экономных автомобилистов — гонять летом на зимней резине. Но и здесь есть нюансы: шины становятся еще мягче, что уменьшает безопасность, кроме того, они быстрее изнашиваются.

Ездить на “шипах” не стоит не только летом, но даже в сухую зиму: на чистом асфальте они дают не очень хорошее сцепление — автомобиль будет скользить.

Компромисс, казалось бы, найден — всесезонка. На шинах она обозначается как AS (All Season), Any Season, R+W (Road + Winter), AW (Any Weather), A.G.T. (All Grip Traction). Нередко за универсальные покрышки принимают те, на которых стоит обозначение M+S (M&S). Но это означает лишь наличие грунтозацепов (с английского обозначение переводится как “грязь и снег”). Такие покрышки предназначены для езды вне асфальта или по грязево-снеговой каше. Подобная маркировка может быть как на зимней и всесезонной резине, так и на летней. Специалисты смотрят на усредненный вариант скептически.

— Всесезонка не подходит для нашего региона, где температуры в январе и июле сильно разнятся. Это вариант для стран со щадящей зимой, — объясняет директор “ТМ-Автоспецсервис” Александр Денисовский. — Во время “Хавьера” те, кто был на всесезонках, просто стояли. Когда во главу угла ставится универсальность, теряется качество.

Размер имеет значение

Наряду с сезонностью немаловажен и типоразмер шин. Об этом тоже можно узнать из маркировки. Разберем, к примеру, такой буквенно-цифровой набор европейской маркировки: 225/45 R17 94T. Первое число — 225 — это ширина покрышек. Следующая цифра — 45 — обозначает отношение высоты профиля шины к ее ширине в процентах. Если этот показатель не указан, значит, соотношение равно 80—82%. Такие покрышки называют полнопрофильными. Там, где процент ниже, число указывается обязательно.

При выборе размера шин Александр Денисовский советует в первую очередь ориентироваться на рекомендации производителя автомобиля. Эти показатели существенно влияют на качество движения:

— Например, чем шире покрышка, тем лучше ее сцепление с дорогой. Другой вопрос — что это за дорога. Если она ровная, без ям, то машина будет идти отлично. Но если появляется колея, широкие покрышки становятся минусом. Высота сказывается на так называемой раскачке машины. Чем покрышки выше, тем ход более плавный, не так чувствуются ямки. Но у высоких шин есть и недостатки: динамика разгона не та и входить в повороты нужно аккуратнее. Также высота влияет на подвеску. С низкими шинами нагрузка на подвеску больше, автомобиль идет жестче.

Буква R (порой указывается дополнительно: Radial) означает радиальную конструкцию шины. Может быть еще диагональная (D), но для легковушек такой вариант используется крайне редко. Число после буквы означает посадочный диаметр шины и измеряется в дюймах (в нашем случае — 17 дюймов). Это важно знать, чтобы правильно подобрать размер дисков.


Посильная нагрузка

Число 94 указывает на индекс нагрузки шины. Условно говоря, какой вес может выдержать покрышка. Показатель обозначается цифрами от 70 до 100, что соответствует нагрузке от 335 до 800 кг. 94 — значит 670 кг на одну шину. Специалисты рекомендуют выбирать значение, которое составляло бы 30—35% полной массы автомобиля. Буква “T” тоже указывает на индекс, но уже скорости. Он определяет максимально допустимую скорость движения, которая разрешается при использовании данных шин. Варьируется от Q до Y, то есть от 160 до 300 км/ч. Т соответствует 190 км/ч.

— Если не учитывать этих характеристик, шина может взорваться либо быстро прийти в негодность, так как резина будет разрушаться быстрее, — предостерегает Александр Денисовский. — Но есть нюансы. Если ездить в нашей стране, соблюдая Правила дорожного движения, почти все покрышки, в том числе “Белшины”, подходят. Так что на индекс можно и не смотреть. Но если человек позволяет себе гонять ближе к 200 км/ч, конечно, нужно считаться с этим параметром. Что касается нагрузки на шину, то это актуально для грузовых автомобилей, автобусов, а для легкового транспорта некритично, так как обычно люди на своих машинах большие грузы не перевозят.

Есть обозначения, присутствующие не на всех покрышках. Среди них стоит упомянуть о тех, которые используются на направленных шинах и шинах с асимметричным рисунком протектора. В первом случае на покрышке будет изображена стрелка, указывающая направление вращения, рядом с ней может быть написано Rotation. Во втором варианте обязательно будет маркировка Outside (наружная сторона) и Inside (внутренняя сторона). Это важно учитывать при шиномонтаже, ведь неправильно установленные асимметричные и направленные покрышки не только теряют свои плюсы, но и делают вождение опасным.

Американская маркировка отличается от европейской и бывает двух вариантов. В первом случае перед привычным набором обозначений ставятся буквы Р — для легкового автомобиля или LT — для легкого грузовика. Во втором имеет принципиально другой вид. Например, 31х10,5 R15, где первое число — внешний диаметр шины в дюймах, второе — ее ширина. Дальше — как в европейском стандарте
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter