Шестой день: учиться лень?

"Наконец суббота настоящим семейным днем станет", - радовалась 1 сентября моя соседка, мама сына-шестиклассника.
"Наконец суббота настоящим семейным днем станет", - радовалась 1 сентября моя соседка, мама сына-шестиклассника. Но уже через неделю от ее "субботнего" настроения не осталось и следа. Накануне первой же вольной субботы классная предупредила: если кто из учеников в школу не явится, пусть родители в записке обстоятельно объяснят, где их чадо находилось и чем занималось. После трех "объяснительных" к себе вызвала - мол, сколько можно общешкольные мероприятия игнорировать? И пообещала: не явится на "день здоровья" - на четвертных итогах это непременно отразится... Впрочем, "неуважительными" не одни они оказались.

В итоге рассчитались родители на "первый-второй" и теперь детей по субботам в школу по очереди "поставляют".

А что делать?

- Педагогов тоже понять нужно, - убеждала меня знакомая учительница. - Раньше, скажем, мне просто за классное руководство доплачивали, а теперь организационно-воспитательные часы приходится отрабатывать - как минимум 3,5 в неделю. После учебы уставших ребят в театр или в кино не поведешь. Остается суббота. А что ты за классный руководитель, если к тебе на культурно-массовое мероприятие только один или два ученика явились? За такую "посещаемость" и премию снять могут. Проверки-то почти каждую субботу наведываются. Вот и приходится насильно загонять...

- Насильно? - слегка удивилась моему вопросу завуч по воспитательной работе минской СШ N 95 Галина Василевская, куда я заглянула в прошлую субботу. - Это там, где неинтересно. А в нашей школе ребятам есть чем заняться в шестой день. Никого не неволим. Приходят по желанию. Да вы сами по школе пройдитесь, поспрашивайте.

В спортзале шестеро девятиклассников, нетерпеливо ерзая на скамье, наблюдают за гоняющими мяч пятиклашками.

- Вы чего здесь маетесь?

- Своей очереди дожидаемся. По расписанию у нас игра через час, но думали, сегодня не будет никого: погода-то какая хорошая. Вот и пришли пораньше. А тут малышня...

Оказывается, старшеклассники ходят по субботам в школу ради футбола - на уроках физкультуры одни нормативы да упражнения, а в настоящую игру поиграть некогда. Один из них - Андрей - на так называемом внутришкольном учете. "Трудных" подростков и ребят из неблагополучных семей в СШ N 95 - почти шестая часть. В прошлом году учениками школы совершено 3 преступления и 6 правонарушений.

- Не займемся ими мы - займутся другие, - считает Галина Василевская. - Ведь район у нас сложный - что ни квартира, то притон. А чем можно мальчишек увлечь? Спортом, конечно. Спасибо физруку Вячеславу Жуковскому, сумел-таки наших "трудных" организовать.

Оказалось, кроме спортивного, в субботу в школе открыт тренажерный зал, работают кружки, можно попасть на прием к социальному педагогу. В кабинете психолога оживленнее всего: группа ребят заполняет тест на общительность. Семиклассница Настя тут впервые.

- Часто приходишь в школу по субботам?

- Бывает, - взгляд у Насти не по-детски серьезный.

- А сегодня чего пришла?

- Учительница сказала, что смогу узнать, как друзей найти...

Мать и отец у Насти - любители выпить. Сама девочка - замкнутая, необщительная. В соседней 104-й средней школе детей из неблагополучных семей тоже хватает. Треть учеников - неместные, жители криминально известных Цнянки и Новинок.

- Ни о каких "нормах присутствия" в субботу у нас и речи нет, - говорит директор школы Зинаида Остапец. - Если у ребенка в семье все нормально и он этот день проводит дома - мы только рады. Но, к сожалению, есть у нас родители, из-за которых хоть из дома убегай. Так уж пусть лучше в выходной их дети под учительским присмотром побудут, чем в подворотне.

Шестиклассник Максим, один из кандидатов в такие "беглецы", в школе каждую субботу. Но не из-за футбола или психологических тестов, хотя в СШ N 104 это тоже не в диковинку. Максим - свой человек в школьном музее боевой славы. Чего он там в законный выходной пропадает? Говорит, интересно.

СШ N 166, в отличие от двух предыдущих школ, находится в центре. До кино, цирка и "МакДональдса" рукой подать. Тем не менее в субботний день в коридорах школы людно. Еще бы, ведь время в том же школьном кафе "Витаминка" можно провести не хуже. Сегодня "праздник чая" у второклашек и их родителей. Не пустуют спортзалы и компьютерные классы. Во что играют? Ну, "стрелялки" вроде "Контр страйк" учителя информатики, конечно, не загружают, зато познавательных игр сколько угодно плюс свободный доступ в Интернет. А главное, в отличие от Интернет-кафе, и то и другое - бесплатно. Хотя самое популярное мероприятие шестого дня, признается заместитель директора по воспитательной работе Алла Гарус, - дискотека.

Впрочем, есть школы, где в субботу уже после полудня никого, кроме дежурного администратора, не встретишь. К примеру, в одной не оказалось даже расписания мероприятий. При таком раскладе разве что только "массовку" на "день здоровья" из-под палки и соберешь...

Между тем шестой день набирает популярность. Если в начале учебного года, по данным соцопросов, положительно относилась к "школьным" субботам всего-навсего пятая часть родителей, то сегодня "за" - больше половины. По итогам анкетирования, общешкольные мероприятия в субботу выбирает треть школьников, шестая часть их предпочитает школьные кружки и клубы, столько же проводят выходной с семьей, 12 процентов отдают свои симпатии спортивным секциям и кружкам вне школы. В нынешнем учебном году на пятидневку перешло около 70 процентов белорусских школьников. Не исключено, что в следующем таких станет больше - за счет гимназистов из "реформенных" 4-х классов. И чтобы шестой школьный день не получился комом, уже сегодня есть смысл подумать, чем детей заинтересовать.

Резонанс

Учение без мучения

18 марта в "СБ" было опубликовано письмо нашей читательницы "Мучение с учением". В нем в очередной раз поднималась "многострадальная" проблема - реформирование современной школы, в частности введение 10-балльной оценки знаний школьников. Заместитель министра образования К.Фарино сообщил в редакцию, что "10-балльная система обеспечивает повышение объективности и соблюдение принципа справедливости в оценке учебного труда школьников, создает условия для стимулирования их учебно-познавательной деятельности. Ее введению предшествовала экспериментальная апробация в общеобразовательных школах, гимназиях и лицеях в течение трех лет. Абсолютное большинство педагогов, учащихся и родителей положительно воспринимают введение данной системы. В отдельных случаях она вызывает не совсем адекватную реакцию из-за недостаточной разъяснительной работы с учениками и родителями".

Кроме того, заместитель министра сообщил, что максимальная учебная нагрузка на одного второклассника в неделю составляет 22 часа. Исходя из санитарных правил и норм устройства, содержания и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений домашние задания для учеников 2-го класса даются с учетом возможности их выполнения в течение двух часов. В 1 - 3-х классах домашние задания не задаются на выходные, праздничные дни и каникулы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter