О рынке труда

Шестнадцать на одного

Мировой кризис подстегнул безработицу. 7 процентов экономически активного населения ищет работу в Германии. Каждый пятый в поисках заработка обивает пороги фирм и контор в Испании, Италии. Белорусские цифры на этом фоне контрастируют. На бирже труда — чуть более 20 тысяч человек из 6 миллионов трудоспособных. Причем теоретически для каждого незанятого имеется по 3 вакансии. В Минске — 16 свободных мест на безработного!


Правда, еще примерно 400 тысяч жителей страны не работают, не учатся, не сидят в декрете. То ли занимаются домашним хозяйством или же, никого не уведомив, отправились за длинным рублем за рубеж, а может, просто живут на дивиденды. И коль их такой порядок вещей устраивает — проблемы нет. Вот так, как говорят эксперты, Беларусь постепенно монтируется в общий рынок труда. Причем не только с Россией и Казахстаном. И не исключено, что теперь нам предстоит пережить и некоторые его типичные болезни.


В то время как некоторые наши строители, водители, гувернантки и официантки поехали в Москву и Санкт–Петербург, где вознаграждение начинается от тысячи долларов в эквиваленте, более 7,6 тысячи иностранцев прибыли к нам. Цифра июля. В полтора раза больше, чем годом ранее. Страны — доноры рабочей силы: Украина, Китай, Узбекистан, Турция, Молдова, Таджикистан, Армения, Вьетнам. 80 процентов приезжих — рабочие. 66 процентов — неквалифицированные. В Минске за 8 месяцев предприятия согласовали 7 тысяч разрешений на привлечение иностранцев. Это стопроцентная динамика к прошлогоднему уровню иммиграции.


Основная масса — строители, не имеющие никакой подтвержденной квалификации. Иными словами, вместо своих рабочих мы в итоге получаем иностранных, с чужим менталитетом, самым низким уровнем образования, порой и с полным незнанием русского языка, но зато готовых трудиться за скромные деньги. Ведь 80 процентов рабочих мест на нашем рынке — с окладом менее 4 миллионов рублей. Кто–то скажет: ну и ладно. Надо же кому–то чистить дорожки во дворах и месить бетон на стройках. И вот здесь обнажается, на мой взгляд, довольно серьезная проблема.


Вспомним советские времена. Тогда дворникам и сантехникам, которых всегда был дефицит, давали служебные квартиры без очереди. Но дети дворников редко стремятся составить династию. Следовательно, сколько квартир ни давай, то есть сколько ни привлекай рабочих извне, в итоге все равно всегда будут вакансии. Однако нужны ли эти рабочие места в принципе?


Рост безработицы в Европе и США связан в первую очередь с тем, что сейчас в развитых экономиках идет смена технологических укладов. В Америке еще в 2011 году, к примеру, внесены изменения в правила дорожного движения под экспериментальные автомобили–беспилотники. Ими управляет бортовой компьютер, а не человек. Немецкие концерны осваивают 3D–печать на принтерах отдельных деталей и узлов авто. Это полностью исключает участие человека. Иными словами, новые технологии в очередной раз вытесняют ручной труд.


Мы же пока все еще догоняем. Хотя что касается дворников, то тут и новых технологий выдумывать не надо: одна компактная снегоуборочная или подметальная машина может заменить по меньшей мере 5 дворников с лопатами. Кондукторов в автобусах, к слову, также вполне заместит электронная система оплаты за проезд, которую все только обещают ввести. И рабочих на стройки понадобилось бы меньше, если бы там внедрялось больше машин: вакуумных насосов, подъемников. Однако если у нас по–прежнему генерируется большое количество низкооплачиваемых, не требующих никакой квалификации рабочих мест, вопрос напрашивается один: а не серьезно ли мы отстаем от процессов мировой модернизации? Да, курс на обновление взят. Движение набирает скорость. И предположу, что параметр качества создаваемых рабочих мест вполне можно брать за один из критериев успешности проектов. Наряду с рентабельностью, прибыльностью. Ведь он особенно ярко отражает степень прогрессивности осваиваемых технологий.

 

Советская Белоруссия №190 (24327). Среда, 9 октября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter