300-й показ спектакля "Чорная панна Нясвiжа" собрал аншлаг в Купаловском театре

Шестнадцать мгновений «панны»

Отовсюду мы слышим стоны: нет у нас национальной драматургии, нет авторов, способных положить на загорелые лопатки Голливуд, нет своих сюжетов — красивых и самодостаточных. Надо брить нашим авторам бороды и отправлять на учебу куда–нибудь в Амстердам. Ошибочная и недальновидная точка зрения. Так рассуждать могут только дилетанты, последний раз посещавшие театральное представление в миллениуме. Рапортую: национальная драматургия есть и прекрасно себя чувствует. Она не больна, как кому–то кажется. Если и есть у нее температура, то комнатная. И зритель по ней искренне скучает. Иначе не прошел бы в эти выходные знаменитый спектакль Валерия Раевского «Чорная панна Нясвiжа» по пьесе Алексея Дударева в трехсотый раз. Об этом всем пришедшим в Купаловский театр перед началом показа деликатно напомнили худрук театра Николай Пинигин и автор пьесы. Настроение у публики сразу улучшилось: вона что! Попали на юбилей, пусть и без подарков. С сувениром как раз пришел автор и вручил сборник своих пьес the best ошарашенной зрительнице, не прогадавшей с рядом и местом.

«Чорная панна Нясвiжа» — романтическая история с налетом средневековой мистики — была поставлена Валерием Раевским в 2000 году и вот уже шестнадцать лет идет в репертуаре. Меняется актерский состав, театральная мода, мера допустимого в искусстве, грубеют нравы, а щемящая история любви Барбары Радзивилл и польского короля Жигимонта II Августа по–прежнему приковывает внимание. Красиво! Дударев помнит ту декабрьскую премьеру: «Ко мне тогда подошла наша актриса Лилия Михайловна Давидович, которая играла королеву Бону Сфорцу, и сказала: «Леша, я так тебе благодарна, что хоть под конец жизни похожу в красивых платьях!» Все приходит в этой жизни слишком поздно.

На родине предков голливудской актрисы Скарлетт Йоханссон в Несвиже Алексей Ануфриевич побывал уже после того, как написал пьесу. Фантазии не нужны вещественные доказательства быта. Автор уверен, что в художественном вымысле всегда больше правды, чем в самой правде. Нельзя по произведениям художников — картинам, пьесам, фильмам — изучать историю. Что бы это было, например, если бы историю Великобритании изучали по произведениям Шекспира? «Ричард III никаких преступлений не совершал! — объясняет драматург. — Шекспир писал не о конкретном человеке, а о неограниченной власти, с которой человек не может справиться».


Купаловская постановка по–прежнему изящна и легка, как перышко. Здесь все сошлось: сценография Бориса Герлована, стилизованная музыка Виктора Копытько, режиссура Раевского. Актеры хорошо держат спину. «Триста раз прошел спектакль! Значит, зрителю это надо? Такое не подстроишь! — уверен Дударев. — Раевский всегда умел ставить про любовь. До этого он уже поставил «Князя Витовта» и хорошо владел историческим материалом. Этим спектаклем мы напоминаем: Беларусь никогда не была королевством, но свою королеву, пусть и полгода, имела».

Алексей Ануфриевич не считает, что данной пьесой «закрыл историческую тему». Наоборот, в отличие от многих авторов, методично возделывающих ту или иную литературную делянку и не подпускающих к ней случайных людей на пушечный выстрел, Дударев не претендует на монополию. «Если о Витовте, Рогнеде, Рогволоде, Барбаре Радзивилл напишут еще десять драматургов, то это будет хорошо. По–моему, все наши исторические персонажи немного обделены вниманием».

Глядя на идеальную фигурку нашей Скарлетт Йоханссон — актрисы Валентины Гарцуевой, подумалось, что история пьесы так и просится на большой киноэкран. В западном мире костюмное кино поставлено на поток: «Храброе сердце», «Тюдоры», «Лев зимой», «Елизавета», «Мария–Антуанетта». У нас же после «Анастасии Слуцкой» и вспомнить нечего. Все какое–то бытовое, приземленное, пресное... «Марь Иванна просила вас перезвонить!» «Результаты анализов показывают, что вам следует исключить из меню тушеную брюкву!» Актеры хорошо управляются с гаечным ключом, органично смотрятся в интерьерах какой–нибудь автомастерской в Шабанах, но, если так дело пойдет и дальше, разучатся носить королевские наряды.

Нам, любителям старины, только театр и остается.

Добрый зритель в 9–м ряду.

Советская Белоруссия № 34 (24916). Вторник, 23 февраля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter