В Минске задержана группа идеологических диверсантов. Возбуждено дело

Шестерка больше не в сети

Акции недобитков, или Попытки снова испытать правоохранительную систему на прочность

«Минчане поздравляют украинский народ с чудесными новостями с Крымского моста…» — так польские экстремисты в своем телеграм-канале подписали фото с вывешенными бчб-полотном и украинским флагом на опоре линии электропередачи. Жертвами теракта на Крымском мосту (8 октября) стали четыре человека. Снимок якобы в поддержку диверсии был сделан в Минске и отправлен на экстремистский ресурс.


Выходит, в Беларуси есть те, кто восхваляет теракт, кто рад гибели людей… Казалось бы, двух с половиной лет хватит, чтобы понять, что и почему произошло у нас в 2020‑м, в Украине в 2014‑м. Казалось бы, очевидно, кто финансировал попытки госпереворота и устранение неугодных в Беларуси. Казалось бы, обнародованных исторических фактов, материалов того же уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы войны достаточно, чтобы навсегда отвернуться от бчб-полотна.

Куда уж понятнее ситуация выглядит сегодня. Все карты Запада на столе. У наших границ — целая армия, натовская военная техника. За границей против нас готовят диверсантов, вербуют людей внутри страны…

В начале октября на номер 102 сообщили, что в Минске на опоре линии электропередачи на пересечении улиц Рафиева и Семеняко висят бчб-полотно и украинский флаг. Нарушителей, шестерых минчан, задержали. Компания эта уже отметилась и в 2020‑м, и в 2021‑м: марши, развешивание бчб-лент, расклейка протестной символики, дворовые «чаепития». Сейчас — новая акция, пока возбуждено дело за злостное хулиганство.

Игорь Тептеев. Говорит, что на уголовную ответственность не рассчитывал.

— Работаю индивидуальным предпринимателем. Средний заработок за последние полгода примерно 8 тысяч долларов в месяц. По поводу флага… Попросил жену, швею, чтобы та нашла кого-нибудь, кто бы его сшил. И она нашла.

Жена, кстати, гражданка Польши. Туда сбежала после задержания за участие в уличных беспорядках в 2020‑м. Теперь «шатает режим» оттуда. Там и личную жизнь устроила. Муж и малолетние дети тут. Тептеев тоже хотел в Польшу, не успел. Бчб-полотно, сказал, лежало у него где-то с марта:

— Потом Юре отдал, потому что хранить у себя дома не хотелось.

Игорь Тептеев.

Правильно. У себя не хотелось, потому что незаконно. А друга подставить можно. Высокие отношения.

Юрий Нестеренко, официально не работает. Говорит, что пошел на акцию за компанию. Теперь за нее, видимо, и присядет. Собрались, выпили, решили, пошли… Ничего, спрашиваю, не смутило?
Юрий Нестеренко.

Из материалов дела. — Конечно, смутило, — отвечает. — Пошел, потому что дурень.

— Понимали, что здесь (в СИЗО) окажетесь?

— Понимал. Ну, получилось как получилось...

— Для чего акция, что и кому хотели показать?

— Да я и не знаю. На самом деле.

— Почему же вы решили, что можете это делать в ущерб интересам других?

— Ну… Я просто оказался не в том месте не в то время. Просто не думал, что за такую мелочь буду в этом месте и что, ничего не делая, получится так. После первого задержания старался боком обходить.

— Тем не менее вы снова задержаны.

— Думаю, что поучительно сейчас все. Я понимаю, сожалею о содеянном.

— Оно того стоило?

— Нет, конечно.
Он же, Нестеренко, сделал фото, которое затем появилось в экстремистском телеграм-канале. Сбросил, мол, фотографию в общую группу (где эти шесть фигурантов), и что с ней было дальше, якобы не знает. Но его приятель признался, что именно Юрий попросил отправить снимок экстремистам, сославшись на то, что сам не может. Удобно, правда?
К Нестеренко эта компания приходила постоянно. Выпьют и идут «режим шатать», обычно по ночам.

***

Виктор Гринько — главный специалист банка, начальник отдела информационных технологий компании. Зарплата, тысяч 5 белорусских рублей, плюс премия. Поддался, говорит, влиянию друзей:

Виктор Гринько.
— Собрались в пятницу с друзьями у Юры. Я задерживался. У них был флаг. Валера и Владимир залезли на опору ЛЭП и разместили. Я был внизу… Еще моя ошибка в том, что не отказал Игорю в репосте фотографии. Подпись к фото готовили уже администраторы канала. Я был очень ею удивлен. Видимо, фото использовали для хайпа.

А когда отправляли материалы экстремистам, не понимали этого? Более того, со снимком до его отправки поработали, чтобы нельзя было вычислить, кто и на каком устройстве его сделал.

Молодой человек рассказал мне про такой эпизод августа 2020‑го, свидетелем которого он был. На проспекте Дзержинского собирались люди, кричали. Приехал микроавтобус, из него вышли спортивный парень, девушка, выкатили инвалида на коляске. Был ли он на самом деле инвалидом, мой собеседник не знает. И эти люди начали агитировать толпу, призывать к тому, чтобы стали блокировать дорогу, строить баррикады. Виктор говорит, что он и его приятели в подобном участвовать не хотели и даже заставили провокаторов уехать.

— Не было мысли, что бчб оскорбляет белорусов? — спрашиваю. — Что далеко не всем это нравится, что люди устали с 2020 года от всех этих акций, хотят мира, привычной спокойной жизни?

— Так я и сам больше года не участвую. Мне это не надо было… То, что ­­­­Лукашенко остался у власти, это лучший итог. Сейчас я это прекрасно понимаю, видя, что происходит в соседней стране. Понимаю, что и нас это могло ждать… Я доволен жизнью. Работал, хорошо зарабатывал и особо ни в чем не нуждался. Мне хватало. Девушка появилась…
Фигурант уверяет, что больше года он ничем подобным не занимается. Однако как объяснить найденные у него дома пакеты с протестной атрибутикой и символикой? Продажные медиа, как обычно, тут же заголосили: мол, подкинули. Ну конечно же.
***

Валерий Балабешко — электромеханик по лифтам. Этот человек — один из тех, кто непосредственно вешал флаги:

Валерий Балабешко.

— Сначала думал, что административное будет правонарушение. Оплачу штраф. Быть может, отсижу сутки… Не ожидал, что уголовное будет.

Говорит, что у него двое несовершеннолетних детей, что мамы у них больше нет. Что ему нельзя в колонию. Зато можно ночами пить и нарушать закон, о детях вспоминать, лишь когда удобно? К примеру, чтобы использовать в качестве живого щита. Как когда-то на улице.
Сразу после теракта на Крымском мосту в экстремистском телеграм-канале появилось фото в поддержку. Сделано оно было в Минске. Участников акции — шестерых молодых людей — нашли быстро. Возбуждено уголовное дело за злостное хулиганство.
Акцию, сказал, провели якобы в поддержку украинского народа, который находится в нашей стране.

Поддержать людей, бежавших от войны, — похвально. Государство, к примеру, дает им гражданство по упрощенной схеме. Дает крышу над головой, работу, еду, медобслуживание и прочее. Привозит детей в белорусские санатории. Чтобы эти дети, кстати, из Донбасса, хоть на какое-то время ушли от войны. Многие из них лишились родителей, родного угла, потому что так решил Запад. А что делаете вы, помогаете экстремистам?

— Мы с Валерой вешали, остальные смотрели по сторонам, — слушаю рассказ Владимира Савельева. — Повесили и пошли пиво пить. Фотографировал Витя Гринько…

Владимир Савельев.

Савельев мне тоже про «поддержку» народа Украины говорил. Напомнила, что люди там гибнут уже более восьми лет.

— Восемь, не восемь, — отвечает. — Слушайте, давайте эту тему опустим. У каждого свое мнение. Если спецзадача была — нацисты, фашисты… Что, Зеленский нацист? Нет, он комик… Надо было объединиться и искать нацистов, а так, получается, вся Украина нацисты?
Военный «эксперт» Володя Савельев даже срочную не служил. С дивана ему удобнее о войне рассуждать. Зрение, говорит, плохое. Зато физподготовка нормальная. Кстати, сильно удивился, узнав, что жители Донбасса являлись гражданами Украины. Бчб, считает, белорусов не оскорбляет. Как и свастика, которую, говорит, его предки носили.
— Почему решили эту акцию провести в Беларуси? Вы считаете, что людям нужно то, что вы делаете?

— Мы сами из Беларуси.

— Так дома бы у себя и повесили.

— У вас такие вопросы провокационные. Кому-то же это надо.

— Выходит, что не надо. На 102 позвонили именно граждане.

Из материалов дела
Савельев сообщил, что в прошлом и в этом году уже отсидел по 15 суток и что теперь тоже на уголовное дело не рассчитывал. Вину, говорит, «как бы осознал свою»:

— Может, сгоряча это сделали. А за надпись — «большое спасибо», урод (А. Мотолько. — Прим. авт.).

Да, любимое занятие Савельева — пьянка.

Отдельно расскажу про Игоря Тикача. В кругу своих «друзей» кличка — Наркот.
Тикач из тех, кто будоражил людей в чатах, группах, подбивал других на действия. К примеру, с сентября 2020‑го активно сидел в одном из дворовых телеграм-чатов, уже экстремистском. Сначала собирал протестную активность в определенном районе Минска, а потом призывал свергать власть, в том числе силовым путем.
В одном только этом чате фигурант дела разместил более 3 тысяч сообщений. Там же хвастался, как ходит каждое воскресенье на «марши», как убегал от милиции, публиковал маршруты уличных передвижений, оскорблял тех, кто поддерживает свое государство.

Игорь Тикач.

У Тикача было несколько телефонов. Один при себе, им он пользовался постоянно. Другой — без сим-карты, для правонарушений — спрятал в тайнике на работе.

…Двое детей, у супруги серьезные проблемы со здоровьем, и помощь мужа и отца очень нужна. Но ему, похоже, не до семьи.

Знаю, что Савельев и Тикач хотели получить визу, обновили паспорта. Последний даже собрал нужные документы и уже ждал звонка из польского консульства.

На примере этой шестерки фигурантов также видно, как работает крикливое меньшинство. Достаточно одного-двух необразованных, эгоистичных и, уж простите, тупых крикунов, привыкших брать свое нахрапом, чтобы с виду нормальные люди поддались и совершали преступление. Да, каждый принимал решение сам, и сам за свое ответит.

Кстати, есть ощущение, что это уголовное дело в отношении группы не последнее. Проверка продолжается.

ИЗ СООБЩЕНИЙ И. ТИКАЧА В ЭКСТРЕМИСТСКОМ ЧАТЕ

Сентябрь 2020‑го: «Да, мне дало государство 5‑процентный кредит на покупку жилья, но в нормальной стране это норма», «Я за то, чтобы не идти колонной, а подвозить всех в центр на авто, я лично сегодня сделал пять ходок. А только потом сам пошел», «Каждое воскресенье я в строю. В это прошел от Юго-Запада до библиотеки… Мы ходим своей дружной бандой».

Октябрь 2020‑го: «В это воскресенье был в начале колонны. Когда шли в Дрозды, даже убегал от силовиков», «25 буду гулять», «Можно ехать. Мы уже четыре компании вывезли…»

Ноябрь 2020‑го: «Я завтра в строю. Ни одного воскресенья не пропустил. Жыве Беларусь!», «Возле стелы был жесткач. Чуть ноги унес», «Был… Это не первый неудачный марш».

Февраль 2022‑го: «Прыйдзе час, і мы выйдзем не з кветкамі».

gladkaya@sb.by,

https://t.me/lgbelarussegodnya
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter