«Просыпаюсь в 2 и 4 часа ночи, чтобы измерить сахар»: история Лизы Лазовской, которая год живет с диабетом

Шесть уколов в сутки — не рекорд

«Здравствуйте. Вашей дочери очень плохо. Мы переводим ее в реанимацию», — услышала мама Лизы обеспокоенный голос врача. Паника. «Что пошло не так?» — мысли в голове перемешались, а ноги вдруг стали ватными. Минуты в пути до больницы показались вечностью, а диагноз «диабет 1‑го типа» — нелепой ошибкой. Впоследствии выяснилось: дочери и вправду теперь придется всю жизнь следить за уровнем сахара в крови, колоть инсулин. Но это вовсе не означает, что благополучная жизнь Лизы закончилась. Наоборот, недуг сделал ее еще сильнее.

ФОТО ИЗ ЛИЧНЫХ АРХИВОВ.

Это не лечится

Все началось с того, что Лизу положили в клинику из-за проблем с коленями. У нее реактивный артрит. По заверениям докторов, в кардиологическом отделении предстояло провести чуть больше недели. Но все пошло не по сценарию. Результат анализа на глюкозу — 6,6 ммоль/л (норма 5,5). Спустя пару дней сахар вдруг подскочил до 17,4.

— Всю тяжесть ситуации осознала гораздо позже, — вспоминает Лиза. — А в тот момент казалось: врачи сейчас разберутся, назначат какие-то таблетки, все пройдет. Получить сахарный диабет в 16 лет — это для меня трагедия.

В реанимацию, к слову, ее не перевели, ограничившись эндокринологическим отделением. Утром и вечером вводили длинный инсулин для поддержания стабильного уровня сахара в крови в течение суток. Учитывая диетическое питание в больнице, состояние действительно пришло в норму. «Неужели все?» — подумала Лиза. Выписывая домой, врач велела пользоваться глюкометром. С условием: если сахар увеличится до 13 и более ммоль, вернуться к инъекциям.

— Целых полтора месяца все было хорошо: следила за тем, что ем, вела обычную жизнь — ходила в колледж, гуляла с друзьями. В какой-то момент даже стала забывать о проблемах со здоровьем. Но однажды прибор выдал цифру, которой так опасалась: 13.

Пришлось делать инъекции длинного инсулина. Психологически девушке далось это сложно:

— Утром перед учебой долго смотрела на шприц-ручку, не решаясь воткнуть иголку. Страшно. Неприятно. Непонятно, что будет дальше. Спросила маму: «Ты сможешь?» Она отрицательно покачала головой, понимая: рано или поздно мне все равно придется ставить уколы самой. Так что просто зажмурилась — и сделала.

ФОТО ИЗ ЛИЧНЫХ АРХИВОВ.


Ежедневных инъекций хватило на две недели, потом сахар снова стал расти — с 13 до 15 — 17 ммоль. Лизу положили в больницу, где стало ясно: к длинному инсулину придется подключить короткий. Его колют в живот, руку или бедро до еды, чтобы помочь организму усвоить углеводы.

Принять себя

После выписки Лизе пришлось делать себе по шесть уколов в сутки. А еще измерять уровень сахара в крови — утром натощак, перед каждым приемом пищи (иногда и после) и перед сном. Сначала пользовалась тем самым глюкометром с тест-полосками. Потом перешла на систему флеш-мониторинга. Маленький круг­лый датчик устанавливают на предплечье — в течение двух недель он непрерывно измеряет и сохраняет показания глюкозы в мобильном приложении. К слову, по совету врача уже несколько месяцев Лиза ставит будильник на 2 ночи и 4 утра — если потребуется, дополнительно вводит инсулин.

С едой отдельные сложности. Нужно заранее продумать, какие продукты и в каких количествах собираешься съесть и подсчитать дозу инсулина: чем больше углеводов, тем она выше. Допустим, на обед гречка и котлета с салатом. В 100 г гарнира примерно 15 г углеводов, или 1,5 хлебной единицы (условная мера, принятая для упрощения расчета разового употребления углеводов у диабетиков. — Прим. авт.). Чтобы не носить с собой весы из дома, Лиза научилась определять вес продуктов на глаз:

— Это особенно помогает, когда нужно поесть вне дома. А в кафе, например, размер порции могу посмотреть в меню. Конечно, есть продукты, от которых в принципе стараюсь отказаться, чтобы не вызывать скачков глюкозы. Это яблоки и виноград. А вот бананы ем спокойно. Несмотря на их высокий гликемический индекс, резкого подъема сахара у меня от бананов нет.

Те, кто рядом

Жить с диабетом — значит быть готовым к не­ожиданностям. Сахар в крови может не только сильно повыситься, но и критически низко упасть. Один из последних случаев произошел пару недель назад. Выходя из колледжа, Лиза почувствовала, что ей жарко, руки и ноги стали ватными, в голове туман — верные признаки гипогликемии. Девушка у метро купила сладкий батончик, чтобы поднять сахар. Но ситуацию это не спасло. Когда пересела в автобус, перед остановкой потеряла сознание, а пришла в себя только на следующей. К слову, домой дошла без последствий — сахар к тому времени нормализовался.

Окружающие порой тоже подливают масла в огонь. Выражение «друг познается в беде» Лиза прочувствовала на себе:

— Поняла, что не каждый готов дружить с человеком, у которого есть проблемы со здоровьем. Было несколько ребят, которые перестали общаться практически сразу после того, как узнали о диагнозе. Мол, им со мной сложно. Но разве сложно подождать пару минут, пока вколю инсулин, или посидеть рядом, если станет плохо?

ФОТО ИЗ ЛИЧНЫХ АРХИВОВ.

Реакции людей бывают и похлеще. Однажды в автобусе Лизу приняли за… наркоманку. Девушка возвращалась вечером домой, в это время потребовалось ввести длинный инсулин. Ждать до дома времени не было:

— Достала шприц-ручку, отмерила дозу и сделала инъекцию в бедро прямо через джинсы. Сидящая наискосок бабушка вдруг округлила глаза и принялась меня крестить: решила, будто колю себе запрещенное вещество. Было обидно.

Болезнь невозможно до конца контролировать. С ней нужно просто жить. Лиза научилась. Родные и друзья знают, как действовать в критической ситуации: сахар сильно упал — нужно дать что-то сладкое (колу, горячий чай с сахаром, сок), при потере сознания — вызвать скорую, посмотреть значение глюкозы через приложение и, если потребуется, уколоть специальный препарат. А если сахар слишком высокий и сознание не возвращается, лучше просто подождать бригаду медиков.

Несмотря на болезнь, опускать руки Лиза не намерена. Она строит планы на жизнь и уверена, что осуществить их сможет при любом раскладе:

— Хочу получить образование, побольше путешествовать, прыгнуть с парашютом и полетать на вертолете. Уверена, диабет не помеха. Сложности закалили, на многое теперь смотрю проще. Плохая погода за окном? Ерунда! Нагрубили в очереди? Мелочи! Наверное, это своеобразная переоценка ценностей, но она во благо. Точно знаю: впереди много хорошего. Хочу прожить интересно каждый миг.




Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter