Семья Дранько из Давид-Городка отказалась от огурцов и теперь трижды в неделю возит в минские рестораны и гипермаркеты исключительно зелень

Шесть огородов на семь урожаев

Супруги Игорь и Мария ДРАНЬКО держат личное подсобное хозяйство в Столинском районе 20 лет. Начиналось все с огурца. Но когда «колючку» стали растить все кому не лень и ближе к лету огурец обваливался в цене, фермеры принялись искать культуры, которые будут кормить круглый год. Сегодня у Дранько не огород, а мечта ботаника! Розмарин, базилик, шпинат, рукола, тимьян, кинза… Урожай снимают едва не круглый год — с марта по декабрь. Я впервые увидела на грядках фенхель с пьянящим ароматом. Растение, впрочем, полюбили не только гурманы: корнеплоды приходится отвоевывать у здешних зайцев и куропаток. Летом трижды в неделю полный бус свежей продукции Игорь Дранько везет из Давид-Городка в Минск. Все на ура расходится среди приверженцев здорового образа жизни. Среди клиентов есть и знаменитости, например солисты «Песняров». Ядвига Поплавская у фермера покупает баклажан без горчинки, мускатную тыкву, редис.

Игорь ДРАНЬКО с женой Марией и дочерью Дарьей.

Шесть огородов Дранько разбросаны по Давид-Городку. Игоря не застала: он загрузился и уехал в столицу развозить зелень по точкам. Привычный маршрут агробизнесмена такой: с 4 до 7 утра оптовая отгрузка на Комаровском рынке и в Таборах, потом объезжает до восьми точек в Минске. Свежую зелень и отборные овощи заказывают рестораны и фирмы, которые доставляют ее потом в магазины. Свои владения мне показывали его супруга Мария и дочь Дарья.

— Лето засушливое, а зелень любит влагу. Без полива никак. У нас шесть огородов, и на каждом установили колонку, почти везде капельный полив, — Мария, пока говорила, парочку кустов перца подвязала, полила кассеты с кочанным салатом. — Огороды небольшие, что-то наше, что-то арендуем у родственников, знакомых. Да и горисполком выделяет на каждого члена семьи десять соток. В целом набегает 1,4 гектара. Конечно, если бы вся земля была в одном месте, меньше времени и топлива тратили бы на переезды. Сейчас так: приехали на бусе бригадой, сняли баклажаны, поехали на второй огород, нарезали лука-порея и кинзы. Пока объедешь все шесть точек… Да и к каждой теплице не приставишь сторожа — бывало, за ночь чужаки могли хорошенько пощипать урожай.


Семейство Дранько занимается огородничеством давно. Сначала, как и принято у городчуков, торговали семенами. Потом держали теплицы с огурцами. Сейчас ими занимаются все, но, как прикинули Игорь и Мария, это не вариант. Чтобы копейка шла, в огороде полагается разнообразие, значит, смелее надо пробовать новинки.

— По культуре потребления зелени мы отстаем от европейцев лет на пять. И все же это направление с каждым годом набирает обороты. Приверженцев здорового образа жизни, особенно в столице, все больше. Люди путешествуют, знакомятся с кухнями других народов. И зелень желают купить на местном рынке. Лет пять назад редко кто знал о черешковом сельдерее, я, наверное, один из первых, кто рискнул его вырастить на продажу. А капусту романеско у меня покупали в качестве украшения для стола, сегодня, сужу по своим клиентам, многие на нее подсели, — разговорилась с Игорем Дранько.

По словам бизнесмена, до 70 процентов зелени на рынке в Таборах из Давид-Городка, это 5—6 крупных поставщиков. Местные фермеры понемногу вытесняют импортную, завезенную чаще всего из Нидерландов.


— Своя зелень куда полезнее. Сами посудите, мы выращиваем на грунте, удобряем органикой, каждый год выписываю ее в сельхозпредприятии 50—70 тонн. А европейцы — на гидропонике (воде, обогащенной минералами) или минвате (искусственной земле). Вечером мы сорвали зеленушку, утром пучки выбирает на рынке покупатель. А импортная пока доедет до потребителя через границы!

В овощном деле, считает Игорь Дранько, важнее всего наладить рынки сбыта. Как ему удалось? На это ушли годы. Зато сейчас с огорода не пропадает ни одного пучка или овоща. Каждая поездка в Минск оправданна. Сколько заказали — столько нарезали и отвезли. И при грамотном подходе торговать собственной зеленью Дранько будут чуть ли не до самого Нового года. В 2020-м они первый урожай той же редиски получили в конце марта, а последний отвезли в Минск 20 декабря. Всего за год удается вырастить 5—7 урожаев зелени.

— Нас часто приглашают торговать зеленью и овощами на столичные ярмарки. Придет покупатель, купит зелень, а потом говорит: «У меня несколько ресторанов, хочу заказывать у вас, дайте визитку». Вот так завязываются контакты и многолетнее сотрудничество. Еду в Минск и везу под заказ, например, пять кило базилика, три тимьяна, пять кинзы, — отмечает фермер. — Конечно, не ленимся выкладывать результаты труда в соцсети, которые, к слову, тоже привели нам немало клиентов. Один покупатель из Молодечно приезжает в Минск за продукцией.

Супругам постоянно помогают пять человек. В день, когда машина идет в столицу, в шесть утра мини-бригада отправляется срезать и вязать в пучки витаминный продукт.  Уж больно кропотливый труд — под солнцем на корточках. Особенно хлопотная, по словам Марии, рукола — листок к листку, пока пучок нащипаешь…

— Родители выращивают разную зелень, но мы ее не едим — любим традиционные салаты из огурцов, помидоров, перцев со сметаной, — улыбается дочь Дарья Дранько и показывает диванчик в теплице, где отец живет с середины февраля по май. Рядом примус с чайником.


— В ресторанах, где готовят салаты из нашей зелени, мы не ужинали, а вот на заправке ели хачапури с ней. Приятно, — смеется супруга фермера Мария. — В Давид-Городке постоянных покупателей нет, только одна знакомая берет шпинат для похудения.

Разнообразие на огороде помогает держаться на плаву. Оптовые закупочные цены на зелень варьируются. Сегодня ты привез и сдал кинзу или базилик по 3 руб­ля за килограмм, а через день кинзы мало, и ее уже принимают по 15 рублей за кило. В этом году хорошая оптовая цена держится на лук-порей — 4 рубля за кило. Для сравнения: импортный приезжает в два раза дороже. В прошлом году «выстрелил» перец. Да и в этом грех жаловаться на цену: в Ольшанах закупают «болгаров» по 2,4 рубля. Дранько сдают в Минске оптом по 3,2.


— За качественный овощ в столице готовы платить. Мы 15 лет выращиваем перцы, перепробовали 200 сортов, нашли золотую середину. Семена покупаем голландских, французских производителей в России (в Беларуси, увы, немало подделок). Они недешевые, 500 штук — 75 евро. Но это того стоит. Не жалеем средств на органические препараты — испанский «Фолькроп» и итальянский «Волагро», — делится Игорь. — Сотрудничаю с минским представительством одной голландской фирмы, мой огород для них как испытательный полигон. Вывели новый сорт — дают демоверсию. Потом приезжают — что выросло, какая урожайность? Фотографируют, образцы забирают в Минск. Один из новейших сортов на давид-городокской земле показал результат лучше, чем в Нидерландах. Европейцы получили 3,5 килограмма с куста в теплице, а мы — 4,5. И вес одного плода, выращенного на нашей почве, достигал 500 граммов. Голландцы этот рекорд так и не побили.


ostapchuk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter