Шесть часов на фоне сада

Даже надвигающаяся угроза гриппа-мутанта не испугала минских театралов, которые пришли в выходные во Дворец Республики посмотреть "Вишневый сад" Эймунтаса Някрошюса.
Даже надвигающаяся угроза гриппа-мутанта не испугала минских театралов, которые пришли в выходные во Дворец Республики посмотреть "Вишневый сад" Эймунтаса Някрошюса. Желание приобщиться к "спектаклю, который видели лучшие города мира", оказалось, как и предполагалось, сильнее советов врачей избегать массовых людских скоплений. Театралы - народ выносливый. Забота о здоровье - мещанская роскошь. Мы выше этого!

До спектакля все активно говорили, что шесть часов спектакля минский зритель не выдержит. Мол, наш зритель слабее челябинского или новосибирского и к таким экспериментам не привык.

Сейчас с чувством выполненного долга можем заявить - выдержали! И не только выдержали, а в объятия господина Някрошюса бросились самозабвенно: программки по семь с половиной тысяч белорусских рублей уходили с такой скоростью, словно бы их раздавали бесплатно, в качестве моральной компенсации. Иначе просто никак нельзя было объяснить то, что за ними образовалась такая очередь в фойе. Стоя в ней, поймал себя на мысли, что очень давно не бывал в очереди, а в очереди за театральными программками и подавно. Хотелось пошутить - вот дожили, а? - но народ вокруг стоял какой-то сосредоточенный и умный.

Автор идеи и продюсер проекта Зейнаб Сеид-Заде на пресс-конференции, которая началась почти с часовым опозданием, что вызвало справедливый гнев не только белорусской прессы, но и актеров Купаловского театра, спокойно говорила о том, что зрители со спектакля уходят и ничего трагического в этом быть не должно. Потому что Някрошюс - гений и спектакль гениальный, ну и актеры неплохие.

Началось все с того, что 2004 год ЮНЕСКО объявило годом Чехова. Кроме того, прогрессивный театральный мир отмечает 100-летие со времен создания пьесы "Вишневый сад". Сам Бог велел Международному фонду Станиславского эту дату как-то отметить.

Отметить решили с помпой. Предложили "Вишневый сад" литовцу Някрошюсу. От работы над пьесой литовец отказывался 20 лет. Никто не мог подчинить его свободолюбивый нрав. Здесь же, наверное, все сошлось - мимо таких дат Някрошюс пройти не смог, да и гонорар, видимо, госпожа Сеид-Заде предложила человеку, каждый спектакль которого моментально становится театральной классикой, соответствующий.

Хотя проект и растянулся на два года, сами репетиции длились всего два месяца. Для Някрошюса был не важен талант актера - определяющими для него были нравственные качества, которые должны были "соответствовать нравственным качествам чеховских персонажей". Любопытно, что главным бриллиантом в актерском ансамбле, под который подбирались все остальные участники проекта, оказалась Людмила Максакова. Если бы не было ее, не было бы и спектакля.

На кастинге Някрошюс просил актеров рассказать свой самый странный сон или вспомнить свой самый главный детский страх, все, что угодно, но только не банальный разговор о профессии. После Някрошюс вывез свою актерскую команду в предместье Вильнюса, где они вместе жили, проводили досуг, что по мысли режиссера должно было только всех сплотить.

Странным было все - Някрошюс репетировал сцены не подряд, первые дни актеры не понимали, что происходит, то есть, что от них требуется. Режиссер сочинил массу этюдов, которые помогли бы не только вскрыть чеховский текст, но и помочь актеру сказать что-то свое, личное. И получилось так, что роли молодых выглядят наиболее выигрышно: Инга Стрелкова-Оболдина и Игорь Гордин - это то, ради чего на спектакль стоит сходить. Тяжеловесы Петренко, Ильин, Миронов не радуют, в сущности, никакими новыми красками своей изобретательной актерской палитры. Играют спокойно, расчетливо, рационально.

У многих зрителей, кстати, осталось впечатление, что спектакль еще сырой. Но актеры уверяли, что он дорабатывается на каждом показе и становится все лучше.

Проект, разумеется, получился недешевый. Стоит он около 800 тысяч долларов. В Москве билеты на него - по сто долларов. Огромный зал Дворца Республики позволил сбить цену до тридцати. В другом зале его показ не имел бы смысла: наша публика не смогла бы купить билеты.

Изначально экспортный продукт, спектакль в скором времени собирается в Рим, Лондон, Берлин... Продюсер надеется, что он окупится. В любом случае сделано все возможное, чтобы доказать: в XXI веке "Вишневый сад" может быть вполне успешным бизнес-проектом.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter