Шерше ля фан

Дискуссия в конференц-зале "СБ"

Футбол прекрасен. Но не только спортивной составляющей: футбол — игра для зрителей. Для болельщиков! Поэтому мы перефразировали французскую поговорку «Шерше ля фам», что значит «Ищите женщину». Мы говорим всем, кто причастен к футболу: «Шерше ля фан», что значит — ищите фанатов, делайте всё, чтобы были довольны любители футбола, которых можно не кормить хлебом, они будут сыты от вида любимой игры!


Но всё ли безоблачно? Завтра в гости к нам нагрянет грозная сборная Англии. Сейчас попасть на стадион без приключений — дело техники. На входе вас досмотрят вдоль и поперек. Впечатлений хватит на несколько лет вперед. Правда, иногда самые запоминающиеся мы получаем не от самого зрелища, а всего лишь при входе. Почему так происходит? Как сделать праздник праздником?


Об этом рассуждали в «конференц–зале» редакции ведущий инспектор управления социальной и воспитательной работы Минобразования Алексей Ананенко; начальник службы безопасности ГУ «Дворец Республики» Евгений Жулего; заместитель председателя ассоциации «Белорусская федерация футбола» Сергей Куница; директор спортивно-тренировочного центра «Минский стадион «Динамо» Игорь Рабцевич; ведущий методист спортивно-тренировочного центра «Минский стадион «Динамо» Евгений Павловский; заместитель начальника управления охраны правопорядка и профилактики ГУВД Мингорисполкома Владимир Станилевич и болельщик со стажем Вячеслав Игнатович.


«СБ»: Почему попасть на футбольный матч бывает очень сложно? Требования милицейского контроля на входе часто вызывают недовольство зрителей. Почему так происходит и кто в этом виноват?


Е.Жулего: Какие бы меры ни принимались правоохранительными органами, безопасность в значительной степени зависит от культуры поведения каждого гражданина. Конечно, не всегда все проходит гладко, так сказать, без шероховатостей. Главное условие работы — вежливость и внимательность к нашим посетителям — служба охраны соблюдает четко. Ведь грубое слово может иногда больнее ранить, чем физическое воздействие. Если человеку испортили настроение уже при входе, думаю, никакого удовлетворения от матча он не получит. И больше не придет.


В.Игнатович: Милиционеры не должны видеть в зрителях потенциальных нарушителей. Ведь 95, а то и 99 процентов людей, идущих на футбол, — это нормальные, законопослушные граждане. А то служебное рвение, с которым проверяются входящие на стадион люди, приводит только к конфликтам.


В.Станилевич: Надо же понимать и тех, кто поставлен обеспечивать порядок, безопасность жизни и здоровья людей. Но быть предельно вежливыми и корректными в работе они обязаны.


В.Игнатович: Милиция не должна создавать конфликтов, она должна их пресекать. А тут, если ты чем–то не понравился, сразу начинают ощупывать, заставляют показывать подошвы ботинок, извините, выворачивать карманы.


Е.Павловский: А знаете, как в США проверяют перед посадкой в самолет в аэропортах? Никто не протестует. Привыкли.


В.Игнатович: Согласен, что среди тех, кто идет на стадион, есть люди мало того что невоспитанные, есть просто конфликтные. Но всех стричь под одну гребенку?..


Е.Жулего: Есть, конечно, такие, которым кажется, что все вокруг враги, они не могут спокойно отнестись к требованиям милиции, поверить, что им желают добра, заботятся об их же безопасности. У нас иногда почему–то проявляют недовольство в совершенно обычных ситуациях. Зачем нужно в агрессивном тоне требовать у проверяющего вас милиционера пропускать быстрее? Он этого все равно не сделает.


В.Игнатович: А почему, например, не были открыты все входы на стадион и образовалась толпа народа у главного входа на матче БАТЭ — «Ювентус»? Значит, чего–то не предусмотрели. В прошлом году на матче со сборной Голландии был забит весь стадион, но такого не было...


В.Станилевич: До этого матча был свободен вход с улицы Ульяновской к 8 — 10–му секторам. По требованию УЕФА нам пришлось полностью его, так сказать, выгородить для итальянских болельщиков. А в итоге те 3 тысячи людей, которые шли к этому входу, и создали некоторую проблему. Мы это уже учли...


А.Ананенко: Я считаю, вот такие проблемы начинаются с отсутствия необходимой информации. Человек, приходя на стадион, должен загодя знать правила поведения, что можно иметь с собой из вещей, а что нельзя, знать направление движения, чтобы быстро найти свои сектор и место, знать, где находятся медпункт, торговые точки и так далее.


И.Рабцевич: Правила поведения болельщиков на футбольном матче, в том числе что можно брать с собой на стадион, а чего нельзя, есть на входных воротах у самого стадиона. Читайте.


А.Ананенко: На такие вещи мало кто обращает внимание.


Е.Жулего: Одна милиция на пропуске не справится. Нужно привлекать общественность, например лидеров клубов болельщиков. К ним не будет такого настороженного отношения со стороны граждан, как к милиции. Они более коммуникабельны, более контактны, если хотите. А вообще, в непосредственном контакте с людьми должны работать только специально подобранные по психологическим качествам. Лучше, когда один смотрит, определяет какие–то признаки для дополнительной проверки, досмотра, а разговаривает и проводит досмотр другой. Из таких вот мелочей и строится порядок. А если толпа стоит у одного входа, а другой свободен, тут не правы организаторы.


«СБ»: У входов на стадионы всегда столпотворение, приходить нужно задолго до начала мероприятия, пронести фотоаппарат, чипсы, минералку или даже газету в сумке — проблема. Многим кажется, что меры принимаются чрезмерно строгие. Так ли это?


В.Станилевич: Газеты мы изымали потому, что их хулиганы используют в качестве компонента для дымовых шашек. По поводу чипсов... Я сомневаюсь, что у детей забирали чипсы. Взрослых просто просили показать, что внутри пакета. Зачем нести, если все это можно купить на территории стадиона: и чипсы, и семечки, и воду?.. Зачем нести набитые сумки и подвергаться досмотру — тратить свое и чужое время?


И.Рабцевич: Стадион — это не концертный зал, где мягкие и удобные кресла. У нас на «Динамо» пластиковые сиденья служат свой второй срок. Не скажу, что кресла грязные, мы их постоянно моем, но без газеты, например, после дождя не сесть. Болельщики, берите с собой хотя бы пакеты.


«СБ»: А есть ли возможность пронести на стадион бинокль, фотоаппарат? Не заберут ли его?


В.Станилевич: Не заберут, если фототехника любительская.


В.Игнатович: То, что произошло на матче БАТЭ — «Ювентус», не поддается никакому объяснению. Мы пришли с сыновьями на стадион пораньше, хотели походить, купить сувениры. Но на входе была очередь — метров 20. Мы простояли больше часа. Причем была такая давка, что я потерял из виду детей. Представляете, что чувствует отец, когда теряет из виду своего ребенка? Ждал минут 20. На трибуну попали за 5 минут до начала игры. Нет, я не осуждаю милиционеров, которые стояли на входе. Они и сами, похоже, не знали, что делать с толпой.


В.Станилевич: Если бы у нас стояло на всех входах по нескольку металлодетекторов, все было бы быстрее. Например, на финале Лиги чемпионов «Челси» — «Манчестер Юнайтед» в Москве на входе использовалось 120 таких детекторов! Они одновременно считают и количество болельщиков. При этом на «Лужниках» функционировало 48 входов! Да, мы использовали арочные металлодетекторы на матче сборных Беларуси и Аргентины. Но их у нас мало. Тем более что один в минуту пропускает всего 10 человек. Нам надо минимум 60 детекторов.


«СБ»: А может, просто не хватило опыта проведения турниров такого уровня?


С.Куница: Опыт есть. Но давно не было такого наплыва болельщиков. С другой стороны, стадион «Динамо» был построен в 50–х годах, а тогда требования были совсем другие. Входов не хватает, увеличить нет возможности. Да и болельщики в основном пришли на стадион за час–полтора до матча, можно сказать, одновременно. А меры безопасности были приняты согласно требованиям УЕФА очень жесткие. Вы же видите, что происходит на стадионах Западной Европы, России: жгут файеры, фанаты выясняют отношения прямо на трибунах. Нас, слава Богу, это пока не коснулось.


Е.Павловский: У нас фанатами никто не занимается. Наш болельщик — это в основном школьники, учащиеся ПТУ, студенты техникумов и вузов, работающие молодые люди. Большинству не нужно объяснять, для чего такая строгость. Они это и сами прекрасно понимают. Но надо сделать так, чтобы каждый матч был спектаклем высшей пробы. Не только на футбольном поле, но и на трибунах. Почему нельзя организовать в перерыве матча конкурсы для болельщиков? Почему нельзя организовать турнир пенальтистов среди фанатов? Это их только сблизит, а нас избавит от проблем.


«СБ»: В России создали Всероссийское общество болельщиков, в руководстве которого — сами фанаты. Они тесно сотрудничают с футбольными властями. Те, в свою очередь, выделяют им львиную долю билетов на матчи сборной. Может, и нам стоит задуматься о создании такой организации?


С.Куница: У нас в стране есть болельщики организованные и стихийные. Есть и такие, которые приходят на футбол, чтобы подраться. Мы делаем ставку на других болельщиков. Федерация сейчас тесно сотрудничает с фанатской группой сборной Беларуси, которая располагается в 12–м секторе. Все видели большую майку с цифрой 12. Пока их команда насчитывает 150 человек. Мы будем оказывать помощь с билетами, с выездами, с атрибутикой тем, кто не совершает ничего противозаконного. Как это, кстати, делается в Англии, в других странах.


В.Игнатович: Мне кажется, что с английскими болельщиками никаких проблем не возникнет. В Москве в финале Лиги чемпионов все прошло нормально, без эксцессов.


С.Куница: Пару лет назад к нам приезжали шотландские болельщики. Видимо, им у нас понравилось, раз задержались здесь почти на неделю. Вели себя очень спокойно, можно сказать, дружелюбно, перепробовали все наши напитки.


«СБ»: Как воспитать культуру боления на стадионах, кто этим должен заниматься?


А.Ананенко: Это комплексная проблема, немалая часть решения которой возложена на школу, на вузы. Но нельзя забывать, что большую часть своего времени дети проводят дома. Да и нередки случаи, когда родительское влияние на поведение подростков, мягко говоря, не совсем положительное.


Лет пять назад в Минске было инициировано создание групп поддержки команд в школах. Сегодня это новшество распространилось практически на всю страну. Жаль, что мы в этом начинании были одиноки, никто из заинтересованных ведомств нас не поддержал. Вот и возник какой–то разрыв между работой школы в этом направлении и той работой по созданию клубов болельщиков, которую ведет, например, федерация футбола. Нам хотелось бы больше взаимодействия с теми, кто решает эту проблему.


Накануне каких–то массовых мероприятий, в том числе матчей, которые учащиеся хотят посетить, проводятся обязательные в таких случаях инструктажи. Затрагиваются эти вопросы и на классных часах. Обсуждается, кто пойдет, с кем, какие правила надо соблюдать, что делать в случае возникновения каких–то, так сказать, нештатных ситуаций.


Е.Жулего: К нам во Дворец Республики в последнее время стали все чаще приводить школьников. Мы им показываем все залы, рассказываем, что где проводится, показываем фильмы об истории дворца. Вот уже десять лет как его построили, он практически сохранился в том виде, в котором его сдали строители. А потому что люди приходят сюда, как в храм, где все красиво и даже величественно, чисто, аккуратно. Сама обстановка дисциплинирует.


«СБ»: У вас совершенно другой контингент посетителей, чем на стадионе.


Е.Жулего: В первые годы и у нас были проблемы. Сейчас подобрался коллектив охраны, который способен на высоком профессиональном уровне обеспечивать мероприятия. Установлено 6 металлодетекторов. Были случаи, что обнаруживали у посетителей ножи, даже кухонные, газовые пистолеты и баллончики. Благодаря установке системы видеонаблюдения случаи нанесения вреда имуществу прекратились вообще.


«СБ»: По уровню футбольного фанатизма мы, наверное, еще только в начале пути. Но если судить по дудкам и барабанам...


В.Игнатович: Не знаю, как других, а меня эти дудки просто раздражают. А от грохота барабанов борисовских болельщиков вообще нет спасу. Без умолку всю игру выбивают какие–то африканские ритмы. Не пойму. Это уже не болельщик, это уже совсем что–то из другой оперы.


В.Станилевич: По уровню игры и результатам футбол, безусловно, находится на подъеме. А вот с культурой поведения болельщиков — проблемы.


В Германии, например, если вы совершаете противоправные действия, с вами драться никто не будет. Просто вызовут полицию. А штрафы там немаленькие: раз получит — больше не захочет. А у нас частенько начинают разбираться сами. В результате один — с побоями в больнице, другой за нанесение телесных повреждений — в тюрьме.


«СБ»: А кого и как можно наказать за сломанные скамейки на трибуне?


В.Станилевич: Установка камер видеонаблюдения как внутри стадиона, так и снаружи — это одно из основных требований УЕФА к матчам Лиги чемпионов. Часть камер уже установлена на «Динамо», есть они в Минском Дворце спорта и скоро будут на стадионе «Неман» в Гродно.


И.Рабцевич: У нас очень хорошие камеры видеонаблюдения. На противоположной трибуне даже цвет глаз легко можно различить.


В.Станилевич: Так у нас таких же современных камер очень много установлено по всему городу. В основном в местах массового отдыха, на площадях, в парках, скверах, ну и на дорогах. Они поворотные, одинаково хорошо снимают и днем, и вечером. Благодаря им уже удалось раскрыть несколько серьезных преступлений.


«СБ»: А сможем ли мы справиться с английскими футбольными хулиганами?


И.Рабцевич: К нам приезжали английские полицейские и представители английской федерации футбола. Они сообщили, что хулиганов к нам они не выпустят.


В.Станилевич: Молва о буйствах английских болельщиков идет далеко впереди их самих. За последние годы никаких серьезных инцидентов на стадионах не было. Кстати, полиции на стадионах Англии нет, за порядком следит служба охраны.


С.Куница: Для англичан футбол — это философия. Саша Глеб рассказывал, как там передают сезонный абонемент из поколения в поколение. И для них остаться без футбола все равно, что расстаться с жизнью. Футбольных хулиганов наказывают простым способом — запрещают посещать стадион 3 — 5 лет.


В.Станилевич: Хулиганов заносят в «черные списки». Они этого очень боятся. За две недели до выезда на матч у такого горе–болельщика забирают паспорт. И в день матча он должен прийти и отметиться в полиции. В противном случае рискует попасть в тюрьму. К матчу 15 октября на «Динамо» не будет допущено около 2.000 таких болельщиков.


И.Рабцевич: В Латвии тоже на таких мероприятиях работают охранные предприятия. Охранники стоят в оцеплении спокойно и уверенно, снисходительно улыбаются в ответ на выкрики. И не вступают в перепалку с разгоряченными болельщиками. У них задача другая.


С.Куница: А вот БАТЭ получил штраф за то, что болельщики выбежали на поле после матча с «Андерлехтом». Сумма немаленькая — 12.000 евро. Точно такое же нарушение было и после матча с «Левски». Теперь штраф будет гораздо больше. Болельщики «пошалили», а кто платить будет? А если бы выбежал с ножом? Представитель УЕФА, приехавший на матч БАТЭ — «Ювентус», задал нам первый вопрос: «На «Динамо» болельщики не смогут выбежать на поле?»


«СБ»: Какие сделаем выводы?


С.Куница: Сейчас мы постарались учесть недостатки организации на матче БАТЭ и «Ювентуса». Нам очень важно, чтобы люди пришли раньше, чтобы можно было спокойно и без сутолоки пройти на стадион и занять свое место. А чтобы они в это время не скучали, перед матчем для болельщиков выступят с концертом звезды нашей белорусской эстрады.


Е.Павловский: Я горжусь тем, что наши футболисты подняли планку достижений на очень приличную высоту. Это действительно праздник для болельщиков, но в то же время и огромная работа по организации таких мероприятий. Нельзя недооценивать роль правоохранительных органов. В целом мы со своей задачей справились. Не все было гладко, но это ведь только начало. Мы уже учли свои ошибки, они будут к матчу со сборной Англии исправлены.


В.Станилевич: Хочу поблагодарить за поддержку и понимание специфики работы наших служб. Как и за критические замечания. Это пойдет только на пользу делу. И хочу пожелать всем, кто идет на концерт или футбол: если для вас это праздник, давайте готовиться к нему вместе.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter