Народный календарь и традиции. 6 — 12 марта

Шепни ей на ухо — поможет Домовуха

Жизнь у наших женщин, надо сказать, никогда не была сладкой, поэтому помощь и поддержка такой «Дамавухi» была очень кстати. 



Женщине всегда не хватало времени и рук, чтобы переделать всю работу и принести такой груз, на который, как говорят, «нават конь дзiвiцца». Хорошо, если и сам «гаспадар» домовитый, ведь не зря у нас говорят: «За добрым мужам i варонка — жонка, а за благiм i княгiня загiне». Если же глава семьи стал частенько прикладываться к чарке, то Домовуха тихонько подсыпала ему в опохмелку траву для расстройства желудка.

В отличие от Домового этой самой Домовухе не оставляли никаких «пачастункаў», потому что она сама была, можно сказать, главной и брала, что хотела, без всяких приглашений.

Так уж вышло с нашими советскими праздниками, что они в некотором роде приспосабливаются к народному календарю. Всем нам известный и любимый день 8 Марта приходится на самое начало весны и соединяется на неделе с почитанием Домовухи. И эта самая Домовуха «з вялiкай павагi да нашых жанчын», наверное, помогала им всячески, ведь сколько пришлось пережить, сделать и успеть. Прежде, как известно, не везде было и электричество, а значит, на столе стояла керосиновая лампа. Дальше в качестве «набора домашней техники» шли керогаз или керосинка, печка с дровами и брикетом в сарае, тяжелый на углях утюг, а то и «пранiк», которым качали белье, корыто и стиральная доска, тяжеленная «выварка», в которой кипятили белье, ко всему этому еще и удобства во дворе. Не было телевизоров, газовых плит и печек СВЧ, стиральных и посудомоечных машин, холодильников, фенов с насадками, блендеров, миксеров… А также детских колясок, туалетной бумаги, памперсов и подгузников, шампуней без слез. С игрушками тоже была напряженка. Одежду мамы шили сами ночами, и мы засыпали под стук швейной машинки. А еще вязали спицами и крючком. Проблема достать нитки? Распускали мужские теплые носки. Вышивали дорожки гладью и болгарским крестом, стараясь украсить дом. И кормить нас мамы бегали с работы через весь город. И декретный отпуск был 34 дня, а потом как хочешь… Ко всему этому только один выходной на неделе. Мы часто болели, а какое здоровье нам могли дать родители, прошедшие войну и лагеря смерти? Война в нас и осталась… Нам насыпали горчицу в носки и поили молоком с содой. Мы утыкались носом в мамин воротник, и оттого он пах микстурой от кашля.

И как только они все успевали?! А когда к празднику где‑то доставали апельсины и какие‑то по тем меркам деликатесы, то отдавали их, конечно, детям. Советская мама всегда «не любила» куриную ножку и апельсины...

Елена ДОВНАР‑ЗАПОЛЬСКАЯ, фольклорист.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter