Умелец из Новогрудского района изготавливает посуду из дерева

Шепчутся явор с калиною

В руках мастера эти породы превращаются в настоящие произведения искусства


Адрес дома народного мастера Николая Пранько в городском поселке Любча хорошо знают далеко за пределами Новогрудского района. Комнаты в нем больше напоминают выставочный зал, чем жилые помещения. Здесь и картины, и керамика. Но особое место в коллекции умельца занимает посуда из дерева: кубки, горшочки, тарелки, кувшины и многое другое.

Поиск подходящего материала чем-то сродни охоте: никогда не знаешь, где отыщешь интересный кусок. Недавно, например, увидел, как разбирают старый дом, и отхватил себе доску от него. Ей как минимум 160 лет. Росло дерево лет 80, и еще самое меньшее столько же дом стоял. Представляете, какая история интересная у обычной тарелочки, которая из нее получится?

В Любче прошло практически все детство Николая Федоровича. В возрасте трех лет он вместе с родителями переехал сюда из Несвижского района. После школы сельского парня потянуло в город. По службе и в поисках хорошей жизни довелось пожить в Самарканде, Минске, Вильнюсе. Рукастый парень везде был востребован, но перспектива получения отдельного жилья была какой-то чересчур расплывчатой и отдаленной. Поэтому в 25-летнем возрасте, уже с молодой женой, Николай Пранько вернулся в отчий дом.

— Пятьдесят лет живем здесь. Работу сразу нашел. Я же и строитель, и маляр. А в 1990-х начал заниматься тем, чем нравится, — ремесленничеством. К дереву меня тянуло с детства. Мой крестный, дядька, прекрасным столяром был. Я просто пропадал у него в мастерской. По запаху, по коре, по текстуре мог определить породу дерева. Сейчас работаю более чем с десятком пород древесины. Научился делать запасы. Для кого-то колода, а для меня материал. Самый ценный — мореный дуб. Из него получается черная, как смоль, посуда. Чтобы приобрести такой цвет, дереву надо пролежать в воде минимум 500 лет. Если меньше — оно будет серым, темно-коричневым, палитра самая разнообразная. Поиск подходящего материала чем-то сродни охоте: никогда не знаешь, где отыщешь интересный кусок. Недавно, например, увидел, как разбирают старый дом, и отхватил себе доску от него. Ей как минимум 160 лет. Росло дерево лет 80, и еще самое меньшее столько же дом стоял. Представляете, какая история интересная у обычной тарелочки, которая из нее получится? Фактически уже 20 лет непрерывно собираю материал. Хватит еще на много лет работы.


Помимо ценного мореного дуба, мастер работает с грушей, ясенем, лиственницей, карельской березой, сосной, яблоней, ольхой и другими породами. Однако самым красивым Николай Пранько считает явор, который еще называют белым кленом. Каждое изделие, выходящее из рук мастера, — живое свидетельство его неподдельной любви к теплому и практически живому материалу. Даже для окончательной обработки он использует специальный состав, который не придает несвойственного натуральному дереву блеска и не меняет его оттенок.

Каждое дерево неповторимо, считает Николай Федорович. Ольху, например, называют белорусским красным деревом. Свежие поделки действительно имеют розоватый оттенок, а со временем еще больше краснеют. Сосну желательно брать еще с живицей, которая создает эффект янтаря прямо в древесной текстуре и долго сохраняет смолистый запах. У березы хороша часть примерно около полуметра от земли, выше — дрова, непригодные для ремесленничества. Груша выходит гладкой, без задоринки.

— Фаберже? — смеется ремесленник и легко проводит пальцем по идеально ровной поверхности грушевой шкатулки в форме овала.

Практически все горизонтальные поверхности в доме Николая Пранько уставлены его изделиями.

— Всеми этими вещами можно пользоваться. Нужно даже. Самое правильное — засыпать какие-нибудь сухие продукты. Можно наливать крепкие напитки, а вот воду, чай, молоко — нежелательно. Особенно приятный вкус придает сосновая посуда. Можно, конечно, и просто как красивый сувенир в доме держать.


К творчеству Николая Федоровича еще в детстве приобщила мама. Она была художницей, ткала вручную ковры, вышивала. Сын помогал: краски разводил, холсты натягивал. В школе наловчился перерисовывать кинорекламу. Картинки потом дарил девочкам. Повзрослев, стал присматриваться к манере письма профессиональных художников. Именно искусство помогло достойно пережить 1990-е годы. Рисовал картины, мастерил рамы, багеты, небольшие стульчики и продавал их в Минске. Прямо на улице. Может, помните, тогда вдоль проспекта стояли мастера и художники со своими творениями? Николай Пранько был среди них. А еще подрабатывал оформителем. Сколько нарисовал агитационных плакатов для кабинетов, красных уголков и актовых залов — уже не припомнит.

Сейчас ремесленник специализируется именно на изготовлении деревянной посуды и предметов интерьера. Говорит, что конечный результат подсказывает сама форма исходного материала. Доска может стать тарелкой. Небольшой обломок — рюмочкой или кубком. Кусок побольше — горшочком, кувшином или шкатулкой. Тонкий и длинный брусок — подсвечником.

— Никогда не знаю, что получится в итоге. Даже когда заготовка уже на станке. Начинаешь работать — и вещь сама проявляется. Здесь главное — точность. Токарный станок в моем случае сродни гончарному кругу. Если вы когда-нибудь видели, как работают гончары, то можете представить процесс изготовления деревянной посуды. Кому-то может показаться, что речь идет о стандартном ремесле, обычной работе у станка, но для меня — это мое творчество, мой хлеб, моя жизнь.



Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter