Шенгенские неудачники

С момента принятия Софии и Бухареста в Европейский союз прошло уже почти четыре года, однако стать полноправными членами западного мира они пока так и не сумели. Последним препятствием на пути к этому является вопрос об открытии границ и присоединении двух стран к Шенгенскому соглашению. На сегодняшний день его уже подписали 25 стран: 22 государства ЕС, а также Норвегия, Исландия и Швейцария. Привлекательность Шенгенской зоны для двух восточноевропейских кандидатов очевидна: помимо чисто репутационной составляющей – вступление в клуб западных держав – она содержит значительные экономические и социальные выгоды, поскольку внутри Шенгена на внутренних границах государств полностью упразднен паспортный и таможенный контроль.

С момента принятия Софии и Бухареста в Европейский союз прошло уже 4 года,но стать полноправными членами запада они пока не сумели Последним препятствием на пути к этому является вопрос об открытии границ и присоединении двух стран к Шенгенскому соглашению. На сегодняшний день его уже подписали 25 стран: 22 государства ЕС, а также Норвегия, Исландия и Швейцария. Привлекательность Шенгенской зоны для двух восточноевропейских кандидатов очевидна: помимо чисто репутационной составляющей – вступление в клуб западных держав – она содержит значительные экономические и социальные выгоды, поскольку внутри Шенгена на внутренних границах государств полностью упразднен паспортный и таможенный контроль.

Между тем в Брюсселе, Париже, Берлине и других столицах Западной Европы полагают, что открывать границы с восточными соседями пока преждевременно. Там делают все, чтобы как можно дальше отсрочить их принятие в клуб избранных. Впрочем, европейцы поступают так вовсе не из-за какой-либо предвзятости к болгарам или румынам, а по сугубо практическим соображениям. 
Дело в том, что перед тем как принять два бывших социалистических государства в члены ЕС, перед их руководством был поставлен ряд задач, которые было необходимо решить для того, чтобы соответствовать общепринятым европейским стандартам. Среди них были такие пункты, как прозрачность политической системы, борьба с коррупцией и  организованной преступностью, укрепление границ, реформа судебной системы. Поначалу в Бухаресте и Софии их стали усердно реализовывать, однако после присоединения к ЕС реформы необъяснимым образом приостановились. Сдвинуть их с места европейским эмиссарам оказалось очень сложно. Коррупция и организованная преступность так и остались бичом этих стран. 

Позднее присоединились к ним и проблемы с границами, через которые в Европу стали проникать как нелегальные мигранты, так и болгарские и румынские цыгане. Последние, обосновываясь таборами на окраинах крупных европейских городов, вели отнюдь не законопослушный образ жизни. Ситуация с ними в минувшем году стала настолько серьезной, что, когда в декабре 2010 года в Европарламенте в очередной раз обсуждался вопрос о присоединении новых членов ЕС к Шенгену (ожидалось, что Болгария и Румыния вступят в него весной 2011 года), главы МВД Франции и Германии выступили категорически против такого сценария.

Собственно, Париж и Берлин были обеспокоены не столько наплывом цыган (они, видимо, стали для Европы последней каплей), сколько тем, что за три года нахождения в ЕС Болгария и Румыния так и не сумели в полном объеме провести требуемые от них реформы. Ведь помимо преступности и коррупции, уровень которых в этих странах является на сегодняшний день самым высоким в Европе, дополнительные претензии у ЕС появились к румынскому руководству, раздающему национальные паспорта гражданам соседней Молдовы в рамках ползучей «румынизации». Для европейских чиновников совершенно очевидно, что ставшие таким образом гражданами Европейского союза молдаване, а вместе с ними и румыны с болгарами с новой силой хлынут на европейский рынок труда, поскольку на родине им работать попросту негде. Старой Европе, переживающей сейчас очередной экономический кризис, сотни тысяч маргиналов-гастарбайтеров явно ни к чему. К тому же за те 3,5 года, как Болгария и Румыния вступили в Евросоюз, их граждане за границей зарекомендовали себя не самым лучшим образом: нелегальная работа, мошенничество, проституция, уличная преступность и торговля наркотиками – вот неполный перечень тех правонарушений, в которых восточноевропейцев обвиняют в Голландии, Франции, Германии, Бельгии, Италии и Испании. Что будет, если передвигаться по континенту им позволят без паспортов, в ЕС предпочитают даже не думать. Вслух из соображений политкорректности об этом не говорится. Пока две бывшие социалистические республики предпочитают держать в прихожей Шенгена. Тем более что никаких конкретных сроков вступления официально никто никогда не выдвигал. 
В итоге кандидатам было заявлено, что пока они не прилагают достаточно усилий для борьбы с коррупцией и организованной преступностью, что создает угрозу для всей еврозоны. Также Софии и Бухаресту вменялось в вину и то, что их правовые системы не соответствуют общеевропейским стандартам и поэтому нуждаются в срочном реформировании. 

Для Болгарии и Румынии эта новость стала холодным душем. Их иллюзии о том, что до заветного Шенгена им осталось всего ничего, рассыпались в один момент. Конечно, там понимали, что с коррупцией и преступностью у них не все в порядке, однако не ожидали, что проблемы столь серьезны.

Первой реакцией на заявление Парижа и Берлина были возмущение и обида. Политики различных уровней делали многочисленные заявления о том, что старые члены ЕС дискриминируют румын и болгар, указывают им на то, что до полноправного членства в ЕС они так и не доросли. 

Впрочем, когда волна гнева прошла, в восточноевропейских столицах признали, что с соблюдением законности у них, как и с охраной границ, действительно не все в порядке, и пообещали исправиться в самое ближайшее время. В то же время в местных СМИ политики уверяли, что на самом деле ничего страшного нет. Существует лишь стена недоверия, которую необходимо разрушить. А для этого надо лишь немного подождать.

Параллельно с кампанией в прессе Румыния и Болгария в очередной раз усилили борьбу с преступностью и укрепили свои рубежи. В итоге 8 июня 2011 года депутаты Европарламента все же проголосовали за отправку Совету министров ЕС обращения, в котором рекомендовали начать процесс присоединения обеих стран к Шенгенской зоне. Европарламентарии констатировали, что власти Румынии и Болгарии выполнили все предъявленные им ранее требования в области законодательства. Казалось, успех достигнут, однако главы МВД стран-членов в очередной раз отказали просительницам. 

Они признали, что хотя обе страны и улучшили контроль на границах и провели важные реформы в области законодательства, ряд стран ЕС решил все же дождаться публикации ежегодного отчета Европейской комиссии об итогах борьбы властей Румынии и Болгарии с преступностью.  

Доклад вышел в середине июля. В нем было отмечено, что хотя Румыния и добилась большого прогресса по сравнению с результатами доклада за прошлый год, однако ей все равно необходимо приложить больше усилий для принятия необходимых законов в области юстиции, борьбы с коррупцией и реорганизации судебной системы. Подобные пожелания были высказаны и Болгарии.

Причем в адрес Софии они были более критичны, чем годом ранее. Правительству Бойко Борисова вменялась в вину слабая борьба с организованной преступностью и незначительное число обвинительных приговоров, вынесенных в адрес высокопоставленных коррупционеров. 

Как заявил в Брюсселе представитель Комиссии Марк Грэй, «и Румыния, и Болгария продемонстрировали определенный прогресс. Законы уже по большей части наличествуют, а то и составили прочную основу. Но мы пока не видим, чтобы эти законы превратились в конкретные действия, будь то в делах о коррупции и организованной преступности в Болгарии или в вопросе о судебных преследованиях и обвинительных приговорах в Румынии». 

На этот раз лидеры двух стран критиковать доклад не стали, признав верность выраженных в нем оценок. Как ожидается, более подробно министры стран ЕС изучат отчет к середине сентября, чтобы вновь вернуться к вопросу об открытии границ. Однако это еще не означает, что двери в ЕС перед Болгарией, Румынией наконец-то откроются. Как намекнул еще после июньского заседания Европарламента  министр по делам иммиграции и предоставлению политического убежища Нидерландов Герд Леерс, решение по допуску кандидатов в Шенген, вероятно, будет принято только к середине лета следующего года. За меньший срок двум странам с обозначенными проблемами вряд ли удастся справиться. Если и через год положение в Болгарии и Румынии будет признано неудовлетворительным, то тогда срок их принятия в Шенген будет в очередной раз перенесен, а они превратятся в настоящих неудачников. Сейчас многое зависит только от них самих. Без глубоких реформ и победы над преступностью вступить в Шенгенскую зону у них не получится.

Михаил ВОВК

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter