Думал ли я, что когда–нибудь доживу до гастролей лондонского театра «Глобус» в Минске? Это все равно что увидеть далай–ламу или Санта Клауса. Как–то недавно на лавочке с соседом Рабиновичем, отогреваясь на майском солнце, стали вспоминать культурные впечатления за год. Получалась волнующая по своей свирепости картина. Нам удалось сплясать краковяк вместе с польским композитором Кшиштофом Пендерецким, пустить слезу под симфонические запилы скрипок от Эннио Морриконе, ужаснуться скандалисту Константину Богомолову и его «Лиру» (заранее приготовленные помидоры мы так и унесли домой, подавленные зрелищем), попрыгать вместе с хипстерами младшего школьного возраста на концерте лауреата премии «Оскар» Джареда Лето.
Мир ужался до размеров спичечного коробка. То, что раньше было пафосной страницей в энциклопедии театра, сегодня — всего лишь реальность, короткая запись в Твиттере да фото в инстаграм. Раньше ты замирал при первых звуках строгого, как садовый секатор, саундтрека сериала «Спрут», а теперь горничные в минской гостинице делают с Морриконе селфи в обнимку, до конца не зная, что это за дядька в очках с толстыми стеклами. Видимо, кто–то из приличных. Или как–то выходя в ноябре из магазина «Центральный» нос к носу столкнулся с режиссером Андреем Звягинцевым, приехавшим на местный кинофестиваль. Шагал он, изучая вечерние огни, вместе с актрисой Еленой Лядовой. А теперь вот намылился и на Каннский фестиваль, который открывается завтра. Чего уж, теперь язык не повернется назвать культурную жизнь страны борьбой плохого с худшим. Сейчас нас с Рабиновичем заботит один вопрос: где разжиться фраками?
«Глобус» покажет «Гамлета» на сцене Купаловского театра 22 мая. Те, кому не нравилось, как монолог принца датского звучит в переводе Пастернака или Лозинского, мол, как в барабан бухают: «Быть или не быть?», наконец–то услышат его на языке оригинала. Мировое турне труппы продлится 2 года. «Глобус» посетит 205 стран (где ж найти столько на глобусе?). Будут играть на пляжах, островах, деревенских площадях. Завершат турне в Дании в городе Хельсингер, который стал прообразом Эльсинора. Что сказать — красиво. Умеют люди отдыхать и популяризировать себя. Представить наш театр с «Пинской шляхтой» на каком–нибудь острове Везения в Тихом океане все–таки сложно.
Интересен показ и тем, что поставил «Гамлета» нынешний худрук «Глобуса» Доминик Дромгул, выступивший недавно с интервью: «Шекспир был несносен и ленив». Мы наглядно сможем увидеть, в чьи руки попал брэнд еще XVI века. По каким принципам наследник английских традиций намерен существовать в обществе? Что–то мне подсказывает, это тот самый случай, когда слово «худрук» происходит не от слова «худо». Абы кому главный театр Англии не доверили бы. Играть будут без грима и декораций. Минимализм как он есть. Гамлета по очереди воплотят два актера — белый и афроамериканец. Как думаете, что это? Дань пресловутой политкорректности или режиссерское видение? Интрига. Каждый из 12 актеров воплотит по нескольку ролей. Но этим сейчас вряд ли кого удивишь: Евгений Миронов в постановке канадского режиссера Робера Лепажа «Гамлет. Коллаж» играет вообще всех героев. И ничего, справляется.
Кстати, о традициях. Это у нас с ними носятся, на поруки берут, вешают в рамку, мух газеткой отгоняют, а надо, как в Англии, — взять Шекспира за горло и в турне по всему свету — без декораций и излишнего пафоса. Как и было в самом начале. Мы забываем о том, что средневековая публика во время просмотра «Гамлета» или «Короля Лира», сидя в зале, щелкала орехи, выплевывая скорлупу под ноги, ела апельсины, курила и пила эль. Что подтвердили находки археологов при раскопках. Физиологические потребности зрители также справляли в зале, потому и крыша в здании отсутствовала. Безбашенный театр, в общем. Зона повышенного гостеприимства.
В новом здании «Глобуса», возведенном в совсем недавнем 1997 году недалече от исторического места, таких непотребств, надеемся, уже не происходит. Но завидовать Шекспиру нашим драматургам все равно не стоит. Несладко ему пришлось. А если учесть, что некоторые исследователи вовсе сомневаются в существовании такого автора, намекая, что лудили пьесы как минимум двое писак, то и вообще впору загрустить.
Так давайте со всей ответственностью, со всей прямотой минских театралов заявим: руки прочь от нашего Вильяма. И пойдем дружно на «Гамлета».
Добрый зритель в 9–м ряду.
Советская Белоруссия №87 (24470). Вторник, 13 мая 2014 года.