Лондонский театр Глобус покажет Гамлета на сцене Купаловского театра 22 мая

Шекспир «Глобус» не пропил

Лондонский театр «Глобус» покажет «Гамлета» на сцене Купаловского театра

Думал ли я, что когда–нибудь доживу до гастролей лондонского театра «Глобус» в Минске? Это все равно что увидеть далай–ламу или Санта Клауса. Как–то недавно на лавочке с соседом Рабиновичем, отогреваясь на майском солнце, стали вспоминать культурные впечатления за год. Получалась волнующая по своей свирепости картина. Нам удалось сплясать краковяк вместе с польским композитором Кшиштофом Пендерецким, пустить слезу под симфонические запилы скрипок от Эннио Морриконе, ужаснуться скандалисту Константину Богомолову и его «Лиру» (заранее приготовленные помидоры мы так и унесли домой, подавленные зрелищем), попрыгать вместе с хипстерами младшего школьного возраста на концерте лауреата премии «Оскар» Джареда Лето.


Мир ужался до размеров спичечного коробка. То, что раньше было пафосной страницей в энциклопедии театра, сегодня — всего лишь реальность, короткая запись в Твиттере да фото в инстаграм. Раньше ты замирал при первых звуках строгого, как садовый секатор, саундтрека сериала «Спрут», а теперь горничные в минской гостинице делают с Морриконе селфи в обнимку, до конца не зная, что это за дядька в очках с толстыми стеклами. Видимо, кто–то из приличных. Или как–то выходя в ноябре из магазина «Центральный» нос к носу столкнулся с режиссером Андреем Звягинцевым, приехавшим на местный кинофестиваль. Шагал он, изучая вечерние огни, вместе с актрисой Еленой Лядовой. А теперь вот намылился и на Каннский фестиваль, который открывается завтра. Чего уж, теперь язык не повернется назвать культурную жизнь страны борьбой плохого с худшим. Сейчас нас с Рабиновичем заботит один вопрос: где разжиться фраками?


«Глобус» покажет «Гамлета» на сцене Купаловского театра 22 мая. Те, кому не нравилось, как монолог принца датского звучит в переводе Пастернака или Лозинского, мол, как в барабан бухают: «Быть или не быть?», наконец–то услышат его на языке оригинала. Мировое турне труппы продлится 2 года. «Глобус» посетит 205 стран (где ж найти столько на глобусе?). Будут играть на пляжах, островах, деревенских площадях. Завершат турне в Дании в городе Хельсингер, который стал прообразом Эльсинора. Что сказать — красиво. Умеют люди отдыхать и популяризировать себя. Представить наш театр с «Пинской шляхтой» на каком–нибудь острове Везения в Тихом океане все–таки сложно.


Интересен показ и тем, что поставил «Гамлета» нынешний худрук «Глобуса» Доминик Дромгул, выступивший недавно с интервью: «Шекспир был несносен и ленив». Мы наглядно сможем увидеть, в чьи руки попал брэнд еще XVI века. По каким принципам наследник английских традиций намерен существовать в обществе? Что–то мне подсказывает, это тот самый случай, когда слово «худрук» происходит не от слова «худо». Абы кому главный театр Англии не доверили бы. Играть будут без грима и декораций. Минимализм как он есть. Гамлета по очереди воплотят два актера — белый и афроамериканец. Как думаете, что это? Дань пресловутой политкорректности или режиссерское видение? Интрига. Каждый из 12 актеров воплотит по нескольку ролей. Но этим сейчас вряд ли кого удивишь: Евгений Миронов в постановке канадского режиссера Робера Лепажа «Гамлет. Коллаж» играет вообще всех героев. И ничего, справляется.


Кстати, о традициях. Это у нас с ними носятся, на поруки берут, вешают в рамку, мух газеткой отгоняют, а надо, как в Англии, — взять Шекспира за горло и в турне по всему свету — без декораций и излишнего пафоса. Как и было в самом начале. Мы забываем о том, что средневековая публика во время просмотра «Гамлета» или «Короля Лира», сидя в зале, щелкала орехи, выплевывая скорлупу под ноги, ела апельсины, курила и пила эль. Что подтвердили находки археологов при раскопках. Физиологические потребности зрители также справляли в зале, потому и крыша в здании отсутствовала. Безбашенный театр, в общем. Зона повышенного гостеприимства.


В новом здании «Глобуса», возведенном в совсем недавнем 1997 году недалече от исторического места, таких непотребств, надеемся, уже не происходит. Но завидовать Шекспиру нашим драматургам все равно не стоит. Несладко ему пришлось. А если учесть, что некоторые исследователи вовсе сомневаются в существовании такого автора, намекая, что лудили пьесы как минимум двое писак, то и вообще впору загрустить.


Так давайте со всей ответственностью, со всей прямотой минских театралов заявим: руки прочь от нашего Вильяма. И пойдем дружно на «Гамлета».


Добрый зритель в 9–м ряду.

 

Советская Белоруссия №87 (24470). Вторник, 13 мая 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter