Интервью с реставратором картин Светланой Дикуть

Шедевры, восставшие из пепла

В мастерской реставратора, как в галерее: всюду картины
В мастерской реставратора, как в галерее: всюду картины

На столе лежат уже “прокачанные” шедевры. Еще десяток холстов на полу рядом со шкафом ждет своей очереди. На одной из полок вижу рабочие инструменты: кисточки, скальпель, реберные щипцы. Прямо как у врача. Из специфической (и дорогостоящей) техники – рентген, микроскопы, дублировочный вакуумный стол. Последнее оборудование помогает наклеить поврежденный холст картины на другую основу, чтобы укрепить его.


– Лихачев когда-то сказал, что реставрация – это лечение. Очень точное замечание. Мы как врачи, у нас и девиз тот же: “Не навреди”, – говорит реставратор Светлана Дикуть, заведующая сектором масляной живописи Национального художественного музея, которая в профессии уже больше пятнадцати лет.

Реставраторы стараются работать с природными материалами. Их в случае ошибки легче отслоить от оригинала, не испортив его. Чтобы защитить живопись от плесени, картины укрепляют воском.

– А может ли произведение после реставрации выглядеть как новое?

– Ни в коем случае. Хотя много лет наша работа воспринималась как полное восстановление картины. Сейчас, конечно, такой подход осуждается, ведь любой памятник имеет не только художественную, но и историческую ценность. Нам важно сохранить ощущение времени, – объясняет Светлана Викторовна.

Причины, по которым картины попадают на реставрацию, разные. Самая распространенная –  это неправильное хранение. Наиболее неблагоприятные условия для живописи – резко контрастные. Когда влажность или температура скачут с большим диапазоном, произведение не успевает “приспособиться”.

– Иногда удивляешься, как в какой-нибудь деревенской церкви без отопления иконы спокойно переживают холодную зиму и дождливую осень, – рассказывает реставратор. – С ними ничего не происходит, потому что в природе резких контрастов не бывает. А если церковь деревянная, то она сама по себе создает приятный микроклимат.

Будет ли произведение долгожителем, зависит и от самого художника. Картина, написанная по всем технологическим канонам, сохраняется лучше. А вот те мастера, которые  в творческом порыве соединяют несовместимое, чаще всего обрекают свою работу на быстрое разрушение.

“Портрет поэта Томаша Зана” кисти Ваньковича после реставрации.
“Портрет поэта Томаша Зана” кисти Ваньковича после реставрации.

Реставрация может занимать от нескольких недель до нескольких лет. Светлана Дикуть признается, что самое опасное для картины – это плохой реставратор:

– Даже время неспособно так испортить произведение. Мне попадались подобные работы. Например, “Портрет поэта Томаша Зана” кисти Ваньковича я восстанавливала три месяца. До меня картину пытались обновить уже не один раз. Когда портрет принесли, были различимы только лицо и руки. По всей картине — трещины. Живопись в любой момент могла осыпаться. Прическу, одежду, черты лица поэта пришлось восстанавливать полностью.

– А что для реставратора самое трудное?

– Удалять с картины поздние записи или изменившие цвет слои лака. Ты будто бродишь по минному полю. Одно неверное движение – и можно случайно удалить авторскую живопись. Полагаешься только на собственную интуицию, опыт и внимание. К тому же нет общепринятого способа для “лечения” картин. Бывает, проблема у произведений одна и та же, но они создавались в разное время, жили в непохожих условиях. Каждому нужен особый подход.

Светлана Викторовна вспоминает “Портрет Е.И. Золотаревского” Зинаиды Серебряковой, с которым пришлось повозиться. Картина постоянно вращалась в художественной среде и как только начинала осыпаться, кто-нибудь из мастеров просто закрашивал ее сверху. После умелых рук Светланы Дикуть портрет в прямом смысле заиграл другими красками: ей удалось вернуть живописи первоначальный колорит.

– Говорят, реставраторы – это несостоявшиеся художники?

– Бывает, конечно, художники становятся реставраторами. Но не самоучки: художественное образование обязательно. Надо владеть живописной грамматикой, чтобы понимать произведения других.

Сама Светлана училась именно на реставратора. Почему? В профессии есть и творчество, и стабильный заработок, и возможность прикоснуться к великому искусству. Не каждый может похвастаться тем, что держал в руках картины Марка Шагала и Хаима Сутина.

– А не обидно, что вся слава достается художникам? Широкая публика редко восхищается мастерством реставратора.

– В нашей профессии к этому надо быть готовым, – улыбается Светлана Викторовна. – Но, если зритель в восторге от картины, нет смысла обижаться. Значит,  реставратор отлично поработал.

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter