Шедевры французской фотографии в Минске

Для того чтобы просто и доступно рассказать историю фотографии Франции, нужно ровно сто кадров.

Для того чтобы просто и доступно рассказать историю фотографии Франции, нужно ровно сто кадров.
Именно столько снимков представлено на выставке «100 раз Франция», открывшейся в Национальном историческом музее. Таким оригинальным способом организаторы решили провести зрителей через два века французской фотографии.

 


Каждый автор представляет только одну работуСегодня, когда фотоаппарат есть у каждого человека, а возможности компьютерной обработки фотографий практически безграничны, мы задумываемся над тем, как сделать снимок необычным. А ведь ровно 190 лет назад француз Жозеф Нисефор Ньепс сделал невероятное открытие – создал первую фотографию. К сожалению, она не сохранилась до наших дней, и самым старым снимком в мире считается фото «Вид из окна», сделанное в 1826 году все тем же Ньепсом. Но понятно одно – несмотря на всю простоту съемки, именно старинные фотографии обладают невероятным свойством – от них невозможно оторвать глаз.


– Эта выставка проходит в рамках дней франкофонии в Беларуси, – рассказала советник по сотрудничеству и культуре посольства Франции Лиз Тальбо Барре. – Каждый год весной франкофоны всего мира отмечают праздник французского языка и культуры. Поэтому мы решили познакомить белорусов с наследием французской фотографии, начиная с момента ее возникновения. В экспозиции представлены сто работ и сто авторов, отражающих разные направления искусства фотографии: исторические, художественные, репортажные, социальные и политические снимки.


Наряду со всемирно известными именами – Нисефора Ньепса, Гюстава Ле Грея, Шарля Нэгра, братьев Биссон – есть и такие редко выставляемые фотографы, как Эдуард Бальдю, Огюст Коллар, а также снимки анонимных авторов.


Этот снимок, сделанный анонимным автором 117 лет назад, попал на первые полосы газетК примеру, на фотографии верхней галереи Собора Парижской Богоматери, сделанной Шарлем Нэгром в 1853 году, открывается вид на Париж с высоты птичьего полета. Внизу по узким улицам снуют люди, не подозревающие, что их сжатые в тесноте дома снесут через четверть века. На верхней галерее собора, рядом со скульптурой чудовища (вампира или колдуна), позирует городской обыватель в черном котелке.
Наверняка мы бы никогда не узнали о случае, произошедшем 22 октября 1895 года на вокзале Монпарнас, если бы не фотография неизвестного автора. На ней изображен поезд, у которого отказали тормоза. Из-за этого паровоз проломал стену вокзала и в буквальном смысле слова вывалился на улицу. Единственной погибшей оказалась продавщица газет – ее придавил камень рухнувшей стены. Это событие попало на первые страницы французских изданий.


– Каждая фотография сопровождается информацией об авторе и о том, когда и где был сделан кадр, – уточнил директор Национального исторического музея Сергей Вечер. – Представленные фотоработы принадлежат трем крупнейшим мировым собраниям: Музею д’Орсе, Центру Жоржа Помпиду в Париже и Национальной библиотеке Франции. Благодаря этим снимкам можно проследить, как постепенно стиралась грань между искусством и наукой, как в одно и то же время фотография может быть и картиной, и инструментом художника, и драгоценной памятью.


Об искусстве фотографии хорошо сказал известный французский философ Ролан Барт: «Фотография до бесконечности воспроизводит то, что имело место всего один раз, она до бесконечности повторяет то, что уже никогда не может повториться…»

 


Юлия ГЛАДКАЯ, «ЗН», фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter