Для того чтобы просто и доступно рассказать историю фотографии Франции, нужно ровно сто кадров.
Именно столько снимков представлено на выставке «100 раз Франция», открывшейся в Национальном историческом музее. Таким оригинальным способом организаторы решили провести зрителей через два века французской фотографии.
Сегодня, когда фотоаппарат есть у каждого человека, а возможности компьютерной обработки фотографий практически безграничны, мы задумываемся над тем, как сделать снимок необычным. А ведь ровно 190 лет назад француз Жозеф Нисефор Ньепс сделал невероятное открытие – создал первую фотографию. К сожалению, она не сохранилась до наших дней, и самым старым снимком в мире считается фото «Вид из окна», сделанное в 1826 году все тем же Ньепсом. Но понятно одно – несмотря на всю простоту съемки, именно старинные фотографии обладают невероятным свойством – от них невозможно оторвать глаз.
– Эта выставка проходит в рамках дней франкофонии в Беларуси, – рассказала советник по сотрудничеству и культуре посольства Франции Лиз Тальбо Барре. – Каждый год весной франкофоны всего мира отмечают праздник французского языка и культуры. Поэтому мы решили познакомить белорусов с наследием французской фотографии, начиная с момента ее возникновения. В экспозиции представлены сто работ и сто авторов, отражающих разные направления искусства фотографии: исторические, художественные, репортажные, социальные и политические снимки.
Наряду со всемирно известными именами – Нисефора Ньепса, Гюстава Ле Грея, Шарля Нэгра, братьев Биссон – есть и такие редко выставляемые фотографы, как Эдуард Бальдю, Огюст Коллар, а также снимки анонимных авторов.
К примеру, на фотографии верхней галереи Собора Парижской Богоматери, сделанной Шарлем Нэгром в 1853 году, открывается вид на Париж с высоты птичьего полета. Внизу по узким улицам снуют люди, не подозревающие, что их сжатые в тесноте дома снесут через четверть века. На верхней галерее собора, рядом со скульптурой чудовища (вампира или колдуна), позирует городской обыватель в черном котелке.
Наверняка мы бы никогда не узнали о случае, произошедшем 22 октября 1895 года на вокзале Монпарнас, если бы не фотография неизвестного автора. На ней изображен поезд, у которого отказали тормоза. Из-за этого паровоз проломал стену вокзала и в буквальном смысле слова вывалился на улицу. Единственной погибшей оказалась продавщица газет – ее придавил камень рухнувшей стены. Это событие попало на первые страницы французских изданий.
– Каждая фотография сопровождается информацией об авторе и о том, когда и где был сделан кадр, – уточнил директор Национального исторического музея Сергей Вечер. – Представленные фотоработы принадлежат трем крупнейшим мировым собраниям: Музею д’Орсе, Центру Жоржа Помпиду в Париже и Национальной библиотеке Франции. Благодаря этим снимкам можно проследить, как постепенно стиралась грань между искусством и наукой, как в одно и то же время фотография может быть и картиной, и инструментом художника, и драгоценной памятью.
Об искусстве фотографии хорошо сказал известный французский философ Ролан Барт: «Фотография до бесконечности воспроизводит то, что имело место всего один раз, она до бесконечности повторяет то, что уже никогда не может повториться…»
Юлия ГЛАДКАЯ, «ЗН», фото автора