Бессмертный балет Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик» помнят и любят во всем мире. Уже более тридцати лет в Национальном академическом Большом театре оперы и балета идет эта зимняя сказка, поставленная Валентином Елизарьевым.
А недавно театр подарил зрителям еще один балет – в постановке молодого балетмейстера Александры Тихомировой – под названием «Щелкунчик, или Еще одна рождественская история».
Зачем Большому театру понадобилось сразу два «Щелкунчика»? Ответ прост – балетная труппа много гастролирует, а спектакль Чайковского любят во многих странах, поэтому под Новый год, когда традиционно все детишки хотят увидеть красивую зимнюю сказку, на белорусской сцене «Щелкунчик» не идет из-за гастролей. Теперь и у белорусской публики появилась возможность не только выбрать постановку, но и увидеть ее зимой.
– Мысли об этом балете у меня появились давно, но решиться на такой шаг я смогла только сейчас, – рассказала «Знаменке» балетмейстер-постановщик Александра Тихомирова. – С самого детства мне хотелось прикоснуться к «Щелкунчику» и посмотреть на эту историю по-своему. Для меня это сказка о взрослении, о переходе из детства в юность.
С одной стороны у нас стандартное либретто, только немного переработанное. Мне захотелось продолжить линию Дроссельмеера и показать его как человека, являющегося проводником Маши. Главная героиня проходит через испытания, соблазны и формируется духовно. Вместе с принцем Маша попадает в мир сладостей и удовольствия. А что такое для человека удовольствие? Это проверка на прочность, в том числе и взаимоотношений: сможет герой поддаться искушению и сломаться или нет? На этот вопрос мы и попытались ответить.
Новый спектакль – третья постановка балета «Щелкунчик» на белорусской сцене. Самый первый поставил в 1956 году Константин Муллер, затем в 1982-м – Валентин Елизарьев. В новом спектакле три абсолютно разных состава, которые невозможно сравнивать.
– Я рада, что молодые артисты с удовольствием работают на сцене, ведь в балете сложные сцены, и здесь нужно не просто блестяще танцевать, но и быть прекрасным актером, – говорит Александра Тихомирова. – В моем «Щелкунчике» отличные декорации и костюмы, выполненные художником Юрием Купером. Его работы выставляются в знаменитых музеях мира – Третьяковской галерее, Метрополитен-музее, Музее современного искусства в Нью-Йорке.
Практически все костюмы – от-кутюр. Для их пошивки понадобилось 600 метров кружев, 50 килограммов камней и кристаллов Сваровски и 300 миниатюрных мышей. На каждый из двадцати четырех костюмов Снежинок вручную пришивали тысячи камней. Балетные пачки скроены на санкт-петербургский манер и отличаются от московских – для этого закройщица лично ездила в Северную столицу для консультаций.
В Большом театре оперы и балета спектакль «Щелкунчик, или Еще одна рождественская история» можно увидеть 26, 27 и 28 июня. Спешите за билетами!
Юлия ГЛАДКАЯ, «ЗН»