Щель

В свое время меня дважды не пропустил турникет на станции метро...

В свое время меня дважды не пропустил автомат-турникет на станции метро «Академия наук». В обоих случаях бросал жетончик в щель предпоследних «ворот», и оба раза после этого дорогу преграждал неожиданно появившийся шлагбаум. В первом случае контролер, выслушав мое объяснение, без лишних слов пропустила в метро. Во второй раз ее коллега заподозрила меня в том, что я лишь сымитировал бросок жетона в щель. Хорошо, что нашлась свидетельница, которая видела, как я бросал жетон, иначе, предполагаю, пришлось бы ретироваться с позором.

Когда страсти улеглись, а сам я несколько успокоился, решил выяснить: почему все-таки проявил неуместную в данном случае бдительность исправно работающий, как утверждала контролер, автомат? Элементарного визуального осмотра оказалось достаточно, чтобы выяснить, что рядом с основной прорезью для опускания жетонов есть еще одна. В нее я и опустил свой пластмассовый кругляш. Он, а вместе с ним и я в результате пролетели мимо кассы. Сообщил об этом работнику метро. Но прошло несколько лет, а эту дополнительную прорезь так никто и не заделал. Подозреваю, что и по этой причине автомат то и дело «хватает» в свои стальные объятья того, кто исправно опускает жетон не в ту щель.

Порой складывается впечатление, что правоохранительные органы направляют свои усилия в такую же непонятно как образовавшуюся щель (дыру, прореху). И столько энергии, времени, средств тратят при этом! Недавно Президент Александр Лукашенко, анализируя на совещании работу органов внутренних дел, назвал позором тот факт, что и год спустя не раскрыто преступление годичной давности о взрыве в Минске во время празднования Дня независимости. Взрывы в Витебске, напомнил он, также остались нераскрытыми, как и некоторые другие преступления минувших лет. А разве не пресловутую щель в законе нашли сотрудники органов внутренних дел, незаконно организовав на площади более двух гектаров охотничью заимку в Жлобинском районе, о которой также поведал глава государства? Фигурантами громкого «охотничьего» дела стали высокопоставленные сотрудники УВД Гомельского облисполкома и центрального аппарата МВД. А заправлял всем, захватив более гектара лесных угодий, возведя множество самовольных построек, главный жлобинский борец с коррупцией и экономическими преступлениями…

Как могло случиться, что «морозовская» группировка безнаказанно бесчинствовала около десяти лет?! – недоумевал глава государства. А потому и бесчинствовала, что усилия правоохранителей направлялись в охотничьи, рыбачьи и прочие щели. Не случайно приводились на совещании такие данные: с апреля этого года возбуждено 19 уголовных дел в отношении 14 сотрудников МВД.

Вполне закономерно возник вопрос о реформировании органов внутренних дел. И, на мой взгляд, начинать его надо с того, чтобы заделать разного рода щели и каналы, дыры и прорехи, через которые направляются не в то русло усилия многих людей в погонах, без должной отдачи тратятся бюджетные деньги, а с ними иссякает и авторитет правоохранителей.

В борьбе с той же коррупцией этих ложных щелей, по которым направляются усилия правоохранителей, также предостаточно. Это и так называемые оперативные эксперименты, вызывающие нарекания не только у главы государства (например, в подразделениях по борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями УВД на транспорте при проверке выявлено 57 фактов, когда допускалось проведение оперативных мероприятий в отношении граждан, не являющихся объектами дел оперативного учета, и т.п.), и зубодробительные приговоры, прямо скажем, за смешные денежные подношения (хорошо, что на днях этот законодательный перекос устранен), и некоторые иные способы борьбы с коварным злом, которые на поверку больше приносят вреда, чем пользы.

Недавно беседовал с начальником отдела Генеральной прокуратуры по расследованию уголовных дел о коррупции Петром Врублевским, и он поделился таким наблюдением. При всем усилении контроля и требовательности к должностным лицам условий для бесхозяйственности создается предостаточно. Слишком многие руководители постоянно нацелены на повышение своего личного благосостояния в ущерб государственным и иным интересам. У них всегда находится щель, через которую перетекают в их собственный карман деньги, материальные и иные ценности. По мнению Петра Васильевича, в борьбе с прихватизацией такого рода эффективной будет следующая мера: освобождать от занимаемых должностей вышестоящих руководителей, которые допускают бесконтрольность и вопиющие безобразия подчиненных им лиц, занимающих ответственное положение. Естественно, надо предусмотреть и другие меры. Желательно не шаблонные, не из арсенала тех, что набили оскомину, а оригинальные, с государственным подходом, творчески осмысленные.

Хотя и противоядие раз и навсегда, наверное, просто невозможно найти. Мудрецы из числа тех же прихватизаторов и прочих любителей легкой наживы не спят в шапку и умеют находить новые щели и лазейки в законе, в подходах и требованиях вышестоящего руководства. Будьте уверены: они свои собственные интересы защитят при необходимости очень умело. И помощники у них, как правило, находятся квалифицированные и влиятельные. Это вполне прочувствовал такой неустрашимый борец с коррупцией, как Петр Врублевский, который вместе с коллегами изобличает самых матерых мздоимцев, в том числе и тех, кто внедрился в ряды правоохранителей, получил высокие должности и немалую власть. А вот иные борцы с преступностью напоминают мне контролера метро, который, не проверив как следует, заплатил или нет человек, обвиняет его в нарушении, поднимает излишнюю шумиху…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter