Щедрый каравай Полесья

В южных районах страны жатва-2004 достигла своего апогея. Здесь сегодня сосредоточены значительные людские и материально-технические ресурсы. Насколько эффективно распоряжаются ими в хозяйствах? Этот и другие вопросы, как известно, глубоко интересовали Президента Александра Лукашенко в ходе селекторного совещания, которое состоялось 5 августа. Cитуацию, сложившуюся на хлебных нивах и зернотоках, попыталась оценить наша рейдовая бригада, сформированная Минсельхозпродом совместно с редакцией «Р».
В состав группы, побывавшей в Житковичском и Столинском районах, вошли руководители и специалисты различных структурных подразделений инспекций Гостехнадзора и охраны труда министерства, Гомельской и Брестской областей: Валерий Злотник, Леонтий Коктыш, Иван Демьяненко, Владимир Кулыгин, Вячеслав Хлебус, Владимир Нечай. Кроме того, к работе привлекались представители МВД, МЧС, здравоохранения и ремонтных служб на местах. Как хорошо отлаженный механизм. Житковичский и Столинский районы граничат между собой. Вместе с Петриковским, Мозырским, Ивановским и Дрогичинским регионами они являются хлебной житницей Полесья. Край для возделывания практически всех сельскохозяйственных культур здесь на редкость благодатный. Особенно уродили нынче хлебные поля. В знаменитой Туровской зоне с ее карбонатными почвами озимая пшеница, тритикале, ячмень дают на отдельных участках от 60 до 80 центнеров с гектара. В этом мы убедились, побывав в сельхозкооперативах «Агро-Полесье», «Запесочье», «Рычовский» и других. Председатель Житковичского райисполкома Петр Савицкий попросил участников рейда обратить внимание на приподнятое настроение людей. Оно и понятно: большой хлеб обещает механизаторам высокие заработки. Намолотил тонну зерна – начисляется тысяча рублей. А комбайнеры, как правило, намолачивают за день до 70—80 тонн. В СПК «Запесочье», показывая нам опустевшую контору, председатель Сергей Чикида пошутил: «Вот, все, как говорится, ушли на фронт, даже персональный водитель. При себе держу только диспетчера и бухгалтера, без которых, как без рук, не обойтись». У комбайнеров сейчас нелегкие дни: то жара, то дожди. Зачастую вынуждены переходить с прямого комбайнирования на двухфазное. Даже в ливень они не покидают рабочие места, терпеливо дожидаясь, когда валки подсохнут. Да и о сроках страды каждый помнит: до 25 августа надо поставить финальную точку. Потом неизбежны крупные потери. Только бы техника не подвела. Что-что, а техника житковичских и столинских хлеборобов не подводит. Как уточнил начальник инспекции Гостехнадзора Минсельхозпрода, руководитель рейдовой бригады Валерий Злотник, выполняя требования его службы, за последние три года местные хозяйства пропустили через ремонтные цеха системы «Агропромсервиса» фактически все комбайны. И ремонт провели не косметический, а основательный, почти капитальный. В итоге на зерновых нивах обоих районов мы не нашли ни одной вышедшей из строя машины. Уборочный механизм действовал бесперебойно, слаженно. На селекторном совещании Президент попросил руководителей на местах организовать, как минимум, двухсменную работу экипажей, звеньев, отрядов. Мы убедились, что на Полесье она организована повсеместно, но действует не по той схеме, как, возможно, представляется некоторым чиновникам, сидящим в прохладных кабинетах. В нынешних условиях двухсменки, когда механизатор отработал 8 часов и передал штурвал другому, а сам пошел на боковую, нет и быть не может. Экипажи подбираются заранее, еще зимой. Как правило, старшие комбайнеры берут в напарники либо старших сыновей, либо родственников, либо надежных товарищей. Мы их встречали в различных хозяйствах: в «Агро-Полесье» и «Запесочье» (Житковичи), в СПК «Маньковичи» и «Бережное» (Столин)… За штурвалами там действительно трудятся слаженные дуэты. Яркий тому пример – экипаж из «Агро-Полесье» Кузьмичей. Иван Иванович хоть и сын Ивана Николаевича, но в мини-коллективе является старшим. А родитель, как говорится, у него в напарниках, на подхвате. Периодически они меняются местами в кабине, давая передышку друг другу, но ни один не покинет участок раньше двенадцати ночи, не бросит товарища и уж точно, образно говоря, даже под дулом пистолета не передаст штурвал чужому механизатору, поскольку зимой самолично во время ремонта перебирал его по винтику, «грелся» возле «раскаленного», как лед, железа в мороз и стужу. И так повсеместно. Именно талантом таких мастеров, как Кузьмичи, Дорошко, Милевичи, Слобко, и многих других куется на Полесье трудовая победа, обеспечивается продовольственная безопасность Беларуси. Для информации. К сегодняшнему дню по республике уже намолочено свыше полутора миллионов тонн зерна. Граница жатвы довольно быстро перемещается к северу страны. Что касается Гомельщины и Брестчины, то первая взяла более высокие темпы, чем вторая. Зато у соседей, несмотря на значительную гибель посевов из-за погодных катаклизмов в июле, урожайность все-таки несколько выше, чем у гомельчан. Впрочем, в разгар полевых работ любые цифры средней урожайности — все равно что средняя температура по больнице. Цыплят будем считать по осени, когда подведем окончательные итоги на «Дожинках» в Волковыске. Досадные промахи. На “селекторе” немало копий было сломано, когда речь шла об эффективности переброски мехотрядов из северных районов страны в южные, о внедрении в производство новой отечественной техники, о безопасности работы людей в экстремальных условиях, когда приходится вести обмолот и сушку зерна даже ночью. На мехдвор сельхозкооператива «Хоромский» (Столинский район) мы попали аккурат в те минуты, когда речь шла о прикомандированных мехотрядах. Все, кто был свободен, поедали глазами экран телевизора, где еле-еле угадывались лица руководителей. Так что напрягать пришлось, в основном, слух. На экране была туманная муть, а на дворе сияло солнце в синем небе, жарило за тридцать и на асфальтовом пятачке одиноко «пасся» мощный «бизон». С большим трудом самоходом прибыл он на Полесье за пятьсот верст в составе отряда, сформированного в Крупках, и, что называется, сдох. Двое суток пытались вернуть его к жизни рабочие фирмы «Амкодор» Юрий Сиротенко и Сергей Фролов. Не тут-то было, «бизонов» этих в местном хозяйстве никто в глаза толком не видел, естественно, и запчастями к ним не запасался. А найти надо было, кровь из носу, один из приводных ремней, нелады были с колесами тележки для транспортировки жатки, «прожевано» и огромное комбайновое колесо. Инженеры обрывали телефоны в Пинске в поисках ремня, а когда нашли его, то оказалось, что придется за свои кровные нанимать частника, чтобы смотаться за 100 с лишним километров за ремнем, которому красная цена 100 тысяч рублей. Что касается колес, то их специальной машиной пообещали вскоре доставить опять же из Крупок к месту назначения, иначе домой комбайн своим ходом не вернется. Словом, «подзаработали» мужики с Минщины, но не денег, а нервотрепку и головную боль. Мы специально произвели грубый подсчет транспортных затрат на солярку, бензин, запчасти (колесо «бизона» тянет, по некоторым оценкам, на миллион рублей), и получилось: вместе с командировочными простой экипажа, в широком понимании этого слова, тянет на сумму свыше тысячи долларов. Мы вполне допускаем, что пример с крупчанами, может быть, и нетипичен в масштабах республики. Но еще некоторые нюансы настораживают: так ли уж нужна эта «боевая операция» по масштабным переброскам? Например, Житковичский район вообще обходится без сторонней помощи. Там решили: на своей земле должны заработать свои люди, а не пришлые. Благо сил и возможностей у полешуков достаточно. Брестчане хотя и приняли у себя коллег, но ставку на них решили не делать. Нашли выход иной. Повсеместно укомплектовали районные мехотряды ОАО «Райагропромсервис» новейшей техникой, выделили из бюджета средства на горючее, запчасти и направили комбайны в самые отстающие, можно сказать, экономически лежачие хозяйства. Последние рассчитываются с приехавшими хлеборобами своей продукцией, которая потом реализуется. Не стратегический, конечно, шаг, но в данной ситуации очень даже эффективный. Четкая отлаженность всех процессов страды дала и гомельчанам, и брестчанам еще один весомый плюс: нынешним летом до сих пор, слава Богу, не отмечено ни одного случая сколько-нибудь серьезного травматизма. На Полесье людей берегут как зеницу ока. Для того и созданы надежные тыловые службы. Комбайнов в стране вполне достаточно для наших масштабов. Есть отечественные (гомельские и лидские), немало и зарубежных марок. В сельхозкооперативе «Бережное», о котором выше уже упоминалось, мы беседовали с опытнейшим хлеборобом Степаном Слобко. Он за свою жизнь работал на всех возможных марках. Отечественную технику оценивает высоко. В частности, ту, что производится в Лиде. Среди недостатков: машина, в отличие от западных, «задыхается», если ей приходится обмолачивать высокоурожайные участки. По оценке Валерия Злотника, на том поле, где мы были, гибрид тритикале давал на круг 45—50 центнеров. «Лида» до конца колос не вымолачивала. Конструкторы почему-то, стремясь снизить стоимость машин, игнорируют установку в кабинах кондиционеров, систем радиосвязи. Если уж рацию использовать накладно, то мобильниками комбайнеров снабдить вполне можно. Тогда отпадет необходимость держать в поле целыми днями “летучки”, пожарные машины, машины «скорой помощи» и так далее. Жатва-2004 продолжается. И редакция «Рэспублiкi» будет постоянно рассказывать своим читателям, как складывается уборочная страда в других регионах страны.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter