Щедрость не в чести

Российские работодатели стали более скупыми и не хотят поднимать зарплаты

Российские работодатели стали более скупыми и все чаще отказываются поднимать сотрудникам зарплаты «выше рынка». Такой вывод следует из результатов исследования, проведенного международной консалтинговой компанией «Hay Group», пишет «Российская бизнес-газета». Впрочем, 85 % из 260 российских компаний, принявших участие в исследовании, все же повысили зарплату хотя бы одной категории сотрудников, но средний размер прибавки оказался ниже на 4—5 %, чем в прошлом году. Заметно возросло число работодателей (с 10 % до 60,5 %), ориентирующихся при определении зарплат на средние значения рынка. Западные компании, работающие в России, оказались щедрее: в прошлом году разница между зарплатами в российских и иностранных компаниях составляла 13 %, в этом – 20 %. При оплате труда руководителей этот разрыв достигает 40 %.

Международная аудиторская и консультационная компания «Эрнст энд Янг» подготовила итоговый отчет по «Общеиндустриальному обзору заработных плат и компенсаций в России за 2010—2011 годы». В этом году в обзоре приняли участие 182 компании из разных отраслей и секторов рынка. Эксперты считают, что стабилизация экономической ситуации привела к положительным изменениям на рынке труда. Средний рост заработных плат в 2010 году на 3,9 % превосходит рост уровня инфляции, компенсируя падение реального дохода работников, вызванное финансовым кризисом, которое в 2009 году составило 5,5 %.

Около 80 % компаний, принявших участие в обзоре, запланировали повышение заработной платы на следующий год в среднем на 10 %, что свидетельствует об оптимистичных ожиданиях работодателей. Вместе с тем ряд экспертов прогнозируют значительный рост уровня инфляции в конце 2010 года и резкое увеличение цен на продукты питания, что в свою очередь может вынудить многих работодателей пересмотреть планы по изменению уровня оплаты труда персонала. Сами работодатели при корректировке заработной платы ориентируются в большей степени на эффективность работы компании и сотрудника, а также на данные рынка труда и в меньшей степени – на уровень инфляции. Обнадеживающие тенденции наблюдаются также в области начисления премиальных: целевые выплаты на 2010 год превышают фактические значения 2009 года на 3 % для рабочих, специалистов и управленцев среднего звена, а также на 10—20 % — для руководителей старшего звена управления. Почти половина работодателей намерены увеличить численность персонала в среднем на 13 %. Лишь 10 % компаний собираются сократить численность персонала в среднем на 10 %.

По данным исследования, у большинства компаний существуют различия в пакете льгот в зависимости от должности. Такой дифференцированный подход дал дополнительные возможности работодателям при оптимизации затрат на персонал в период финансового кризиса. В то же время стандартный набор льгот остается неизменным уже на протяжении нескольких лет и включает в себя медицинское страхование, оплату услуг мобильной связи, предоставление автомобиля некоторым категориям персонала, а также оплату питания работников.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter