Эксперты выяснили, почему участились ДТП с участием диких животных на дорогах

Косуля влетела в лобовое...

Риск ДТП с дикими животными особенно возрастает весной и осенью

В одной из недавних командировок водителю маршрутки, в которой мы ехали, чудом удалось избежать столкновения с парой лосей на дороге в Полоцком районе. Впрочем, подобные инциденты для той местности не редкость: Полоцкий район вместе с Витебским и Оршанским входит в тройку лидеров по количеству ДТП с дикими животными. Когда вероятность встретить на трассе дикое животное становится выше? Кто из обитателей леса чаще является причиной происшествия? В каких регионах ЧП случаются регулярно? Подробностями с «СГ» поделился начальник отдела контроля за охраной и использованием объектов животного мира Госинспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Владимир ДАМБОВСКИЙ.


Олень осторожнее лани

В подобных ДТП страдают люди, животные. Так, после столкновения на трассе машины с лосем с травмами попал в больницу 35-летний водитель, который ехал со стороны Калинковичей в направлении Гомеля. В результате похожей аварии на трассе М-1 под Минском в октябре погибли два человека — водитель и годовалая девочка. Даже мелкое животное может стать причиной крупных неприятностей. Так, в июне прошлого года на дорогу Волковыск — Пограничный — Гродно со стороны Индуры выбежал барсук. Он относится к краснокнижным видам. Чтобы избежать наезда, водитель принял правее, зацепил обочину и, потеряв управление, съехал в кювет и перевернулся. Дикое животное на месте аварии пало, водитель, к счастью, серьезных травм не получил. 

— Мы не собираем специально сведения о гибели на дорогах представителей Красной книги, — пояснил Владимир Дамбовский. — Поэтому сложно судить о количестве погибших за год, но некоторые факты нам известны. К примеру, 20 сентября на 486-м километре трассы М-1 в Крупском районе попал под колеса и пал медведь. 

Эксперт констатировал, что в прошлом году установлено свыше трех тысяч фактов ДТП с участием охотничьих животных, что на 11,7 процента больше по сравнению с 2022 годом. Чаще всего гибли на дорогах косули и лоси, кабаны, олени, лани, бобры.


При этом сохатый опасен еще и за счет своих размеров и массы тела. При столкновении с ним в авто чаще всего травмируются и гибнут люди. А вот благородных оленей достаточно много в угодьях страны, более 42 тысяч, но представители этого вида самые осторожные и редко попадают под колеса. Ланей в условиях естественной свободы всего 1,5 тысячи особей, но этот вид не отличается благоразумием на дороге, из-за чего растет и число ДТП с участием его представителей. В этом году на начало февраля такое произошло уже трижды.

— Вселять ланей в угодья, где есть трассы с высокой интенсивностью дорожного движения, чревато существенным ростом количества ДТП, — поясняет Владимир Дамбовский. — Такое наблюдали после вселения в леса Брестского района. Поэтому полагаем, что предпочтение следует отдавать благородному оленю, это наш аборигенный вид. А лань лучше использовать, содержать и разводить в неволе, в том числе в охотничьих вольерах.

Время и место изменить нельзя

Соцсети белорусов всю зиму то и дело удивляют видео с дикими животными. Гуляющих лис свидетели сняли в районе Кобринского моста в Бресте, в Островце — волка. В Борисове косули шли по частному сектору, лось на улицах Браслава на видео перемещался по тротуару, не боясь пешеходов. Где шанс их встретить увеличивается? Вспомнился опыт еще одной командировки — в Верхнедвинский район, когда за один день мы пять раз останавливались, чтобы попутно фотограф сделала кадры с дикими обитателями леса. Но статистика ДТП мои догадки не подтвердила. 

— По-прежнему подавляющее количество ДТП и пострадавших при этом охотничьих животных отмечается в Минской области, где зафиксировано 956  таких фактов, или почти 30 процентов от их общего числа, погибла почти тысяча животных, — называет цифры собеседник. — Меньше всего — в Брестской области, где отмечено 380 фактов, или 11,3 процента. Остальные регионы распределились по убыванию количества ДТП так: Гомельский, Могилевский, Витебский и Гродненский. Но рост отмечается во всех областях.

Особенно прибавила в печальной статистике Минская область. Примечательно, что здесь же сильно выросло количество погибших в ДТП лосей — на 26,6 процента. При этом в Витебской области наибольшая плотность этих животных, но здесь машины стали причиной их смерти на 18 процентов меньше, чем годом ранее. А в Могилевской и Гродненской заметили существенный рост количества павших под колесами автомобилей косуль. 

Специалисты также сопоставили загруженность автомобильных дорог и число аварий с дикими зверями, чтобы понять закономерность. И вновь антирейтинг у Минщины, на последнем месте Витебская область.

— Полагаем, что эта цифра больше зависит от интенсивности дорожного движения, чем от плотности диких копытных животных в регионах, — делает вывод эксперт.

А что по времени, когда риск увеличивается? Статистика и здесь приходит на помощь: самые опасные — второй и четвертый квартал, весна и осень. 

— Больше всего подобных ДТП и погибших животных отмечено в мае — 573 факта, наименьшее количество — в феврале (175 фактов), — пояснил собеседник. — Аналогичная картина — в 2021 и 2022 годах. Уже в апреле следует ожидать очередного подъема. Чаще всего такие случаи происходили в пятницу, понедельник и четверг. В 2021 и 2022 годах больше всего животных попадало под колеса в пятницу, субботу и воскресенье.

Помимо медведя, на дороге в прошлом году погибла как минимум одна краснокнижная рысь: это произошло в ноябре в Ивацевичском районе. В том же месяце в Житковичском районе на территории Национального парка «Припятский» сбили зубра. 

— Обнаружив раненое, травмированное, больное или погибшее охотничье животное на дороге, нужно по возможности сообщить об этом пользователю охотничьих угодий или в оперативно-дежурную службу территориального органа внутренних дел, — напомнил Владимир Дамбовский. — Запрещается самовольно добывать, разделывать или перемещать туши диких животных или части туш, использовать мясо, шкуру, рога и другое. Нарушение этого требования влечет административную или уголовную ответственность.

ПРОЧИТАЙ И ЗАПОМНИ

Дикие животные наиболее активны в темное время суток, поэтому с наступлением сумерек следует проявлять повышенную бдительность и выбирать соответствующий скоростной режим. 

 Если лось, олень, заяц или другой дикий зверь в ночное время оказывается в свете фар, он ослеплен, темнота за пределами пучка света воспринимается им как стена. Животное, как правило, начинает метаться, не видя ничего, кроме освещенного участка дороги и горящих фар. В такой ситуации рекомендуется остановиться, выключить свет фар (но оставить включенными габаритные огни), включить аварийную световую сигнализацию, дать животному время адаптироваться к наступившей темноте и покинуть дорогу.

Соблюдайте ПДД, в том числе установленный скоростной режим, особое внимание — в зоне действия предупреждающего знака «Дикие животные».

Самые неблагополучные районы по областям:

Барановичский, Ивацевичский, Витебский, Оршанский, Полоцкий, Гомельский, Речицкий, Гродненский, Лидский, Щучинский, Минский, Воложинский, Смолевичский, Могилевский, Бобруйский, Белыничский, Осиповичский.

ЦИФРА

Подавляющее большинство фактов ДТП с участием охотничьих животных зафиксировано на автомобильных дорогах — 3287 (97,4 процента от их общего количества. Самые неблагополучные — по-прежнему республиканские автомобильные дороги с индексом М. На железных дорогах зарегистрировано 87 фактов ДТП (2,6 процента), в результате которых погибло 95 охотничьих животных (2,8 процента).

yasko@tut.by


Инфографика Ольги Пак

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter