Шашечки не рвутся в дамки

ЧМ-2014 в целом положительно сказался на работе таксистов

Такси на минских улицах после ЧМ мелькают чаще, чем до него. Во время же хоккейного праздника работы с лихвой хватало всем перевозчикам. Сейчас иностранные гости разъехались, самое время диспетчерам подсчитать прибыль. К слову, организация достойного и честного обслуживания таксистами гостей во время чемпионата в свое время была особым пунктиком на повестке Мингорисполкома. Стоит признать: сделано, действительно, немало. Но без ложки дегтя не обошлось: некоторые таксисты сдержали обещание поступить по-своему и работали «от борта».

Еще в конце зимы водители рассчитывали на повышение официальных тарифов. Впрочем, дискуссии о цене проезда ведутся давно. Таксисты нашли самую оптимальную, по их мнению, цифру — Br 8,5—9,6 тыс. за километр проезда. Именно такой тариф, считают они, экономи¬чески рентабелен. Но дело не только в рентабельности. Председатель ассоциации «Столичное такси» Игорь Верховец убежден: такая цена вывела бы нелегалов из «тени».

К сожалению, некоторые службы откровенно демпингуют, игнорируя мнение коллег: 70 % перевозок осуществляется вовсе не по указанной ими же и разрекламированной повсюду цене — Br 4,4 тыс. за километр по городу. Сейчас официальный действующий тариф — Br 4,9 тыс. ГУ Мингорисполкома «Столичный транспорт и связь» подписало меморандум с диспетчерами о том, что именно эта цена будет действовать до 31 мая. И, в общем-то, она действует. Правда, чаще на бумаге и на сайтах диспетчеров. Но на деле все иначе. Ежедневно читаю в микроблогах и на форумах гневные отзывы, слышу жалобы от коллег и гостей о баснословных суммах, которые пришлось заплатить за поездку именно во время хоккейного праздника да и после него.

Разумеется, нельзя всех грести под одну гребенку. Согласно анонимному опросу сайта «Taxist.by», треть водителей все же работают по тарифам службы. Остальные завышают цены. Стоит признать: существенный рост цен в отдельных службах последний раз был в декабре 2012 года. Официальная планка так и не преодолела рубеж в Br 4,9 тыс. за километр. С одной стороны, таксистов можно понять: цены на топливо растут, обслуживание на СТО — тоже, даже талоны на общественный транспорт и те подорожали. А в советское время проезд на такси одного километра равнялся четырехкратной стоимости поездки на автобусе или троллейбусе. Выходит, сегодня бы мы платили по Br 14 800 за удовольствие проехать один километр на автомобиле с «шашечками». И, в общем-то, это было бы вполне логично: такси никогда не стоило слишком дешево. Согласитесь, лучше уж платить высокую цену за качественную услугу, нежели покупать кота в мешке. А такое часто бывает: на вызов приезжает неопрятный водитель на 20-летней машине и ценник заламывает мама не горюй. Ситуация, которая сейчас сложилась на рынке перевозчиков, парадоксальная.

Сегодня в Минске есть несколько компаний, которые выступают за то, чтобы цены на перевозки не росли. Впрочем, такая «благотворительность» не имеет ничего общего с заботой о гражданах и своих сотрудниках. Все же понимают, что речь идет о «серых» заработках. Клиенты привлекаются, таксисты разбегаются. По оценкам Игоря Верховца, во время ЧМ многие водители работали на машинах с «шашечками», но в обход диспетчерских. Отсюда и эпизоды, связанные с проездом по заоблачным ценам. Плюс активизировались нелегалы… Да, транспортная инспекция проделывает большую работу по выявлению нарушений в этой сфере, но количество таксистов и сотрудников инспекции просто несоизмеримо. Шансы выявить нарушителей невелики.

Вместе с тем отдадим должное ЧМ-2014, который в целом положительно сказался на работе таксистов. Точнее, на имидже самой службы. Водители понимают: требование опрятного вида, минимального владения иностранным языком, наличие автомобиля не ниже класса D и не старше 7 лет — это не пустые разговоры. Практика показала, что именно этот минимум и репутацию повышает, и копейку приносит. Чемпионат продемонстрировал: наши таксисты тоже цивилизованные. Так, значимые спортивные объекты, вокзалы, гостиницы обслуживались «особыми» машинами, некоторые службы пополнили автопарк новенькими «geely» белорусской сборки. Гостиницы в 90 % случаев обслуживала одна из столичных служб, где, помимо строгих требований к состоянию автомобиля и водительскому стажу, таксисты крутили баранку в специальной форменной одежде. Остается надеяться, что эти изменения были не одномоментными.

Глядишь, произойдет то, за что так ратуют таксисты. 

----------------------------------------

Прямая речь

Татьяна КУРБАТ, руководитель PR-группы «МТС-Беларусь»:

— Разговаривала с таксистами, мне, постоянному клиенту, они часто рассказывают случаи из своей жизни. Например, как за $ 20 можно «подкрутить» счетчик, и он будет считать тариф чуть ли не в полтора раза дороже. Завели речь о ЧМ-2014 и туристах, о нашем гостеприимстве. Оказалось, для приезжих дорога в три километра стоила Br 150 тысяч (для сравнения: мы платим Br 28 тысяч), а все, что свыше этого расстояния, — Br 250 тысяч и более. Я спросила: а что если туристы хотели ехать по счетчику? Все просто: их возили по «подкрученным» тарифам. Отсюда вывод: сколько угодно можно на законодательном уровне ограничивать службы такси на предмет тарифов, но они все равно найдут способ оказать услугу втридорога.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter