Выгодно ли создавать и расписывать новогодние игрушки

Шары с историей

Когда всей душой любишь свое дело, буквально горишь им. Пример нашей героини, ремесленницы Катерины Волковой — мастера по точечной росписи — яркое тому подтверждение. «Периодически чувствую себя эльфом, у которого по графику ночная смена протяженностью в месяц», — так в шутку мама двоих мальчишек описывает свои декабри. Именно в это время активно идут заказы на изготовление и роспись новогодних шаров. Внутри каждого из них — своя история. Сколько времени уходит у мастера, чтобы ее рассказать, узнавала корреспондент «Рэспублікі».

От формы к содержанию
Катерина ВОЛКОВА и ее новогодние шары.

Декретный отпуск у творческих мам, как правило, не ограничивается уходом за детьми. Кто-то начинает печь торты на заказ, рисовать, шить, вязать… Шесть лет назад Катерина спустя полгода после рождения ребенка взялась за витражные краски, чтобы превратить баночки из-под детского питания в подсвечники. Большая часть из них практически сразу нашла своих покупателей среди подруг и знакомых. Затем стало любопытно, как краски по стеклу поведут себя на кожаных изделиях? Оказывается, держатся неплохо. Покупателей героиня уже искала на ремесленных выставках. Ближе к следующему Новому году состоялся еще один эксперимент: как сделать незабываемые украшения на елку? На глаза как раз попались пластиковые шары-заготовки, вспоминает героиня: 

— Сама форма подсказала, что внутрь можно что-то поместить. Сперва наполнение было весьма простым — веточка с ягодами, шишки. Снаружи — незамысловатый узор. Но десяток таких игрушек разошлись по рукам. Из года в год внутренний мир шаров становился все разнообразнее, роспись — более витиеватой, а количество заказов постепенно росло. В прошлом году, например, после девяти десятков уже сбилась со счета. Сколько будет в этом году, сложно загадывать: за 12 месяцев в моем инстаграм на 6 тысяч подписчиков стало больше — а примерно половина клиентов оттуда. Любопытно, как это скажется на спросе. Тем более что традиционно о подарках мы вспоминаем ближе к праздникам. С другой стороны, это объяснимо: приятные покупки планируются с декабрьской зарплаты. Да и чем меньше времени остается, тем меньше переживаний по поводу того, что сюрприз обнаружат. 

Классика всегда в тренде

Обычно новогодний сезон заканчивается к Рождеству: до этого времени растягиваются семейные встречи. А затем начинается прием заказов на следующий год. И находятся те, кто не прочь подумать заблаговременно о подарках. Подогревают интерес акции и скидки, которые мастер устраивает в течение года. Осенью объявляются корпоративные заказчики, которые предпочитают заблаговременно подготовиться к праздникам, иностранцы. С каждым годом и наши граждане начинают искать презенты все раньше — спасибо торговле и ремесленническим ярмаркам. 

— Планирую до конца года пойти на две выставки. Так что, если не буду успевать исполнять заказы, есть вариант попросить клиента выбрать из подготовленного ассортимента. Чаще всего люди просят исполнить красивый рождественский шар, например, со снеговиком, елкой, колокольчиками, в определенной цветовой гамме — синей или красной, иногда зеленой. Порой просят персонализировать под профессию, увлечения, события, мечты — благо примеры у меня есть: для стоматологов, терапевтов, любителей тенниса и морских прогулок, новоселов, на парижские мотивы… В прошлом году нередко просили сделать шары с собаками — столько пород воплотила! А вот на свиней заказов нет, — делится наблюдениями Катерина. 

Все компоненты красоты.

Как правило, люди творческих специальностей заказывают шары с уникальной историей. В прошлом году задачку подкинул фанат Гарри Поттера. В итоге композиция состояла из совы, философского камня, шляпы, кубка, очков, метлы — ее из палочки для суши выпилил папа героини. В этот раз вызов — на тему воздушных гимнасток в цирке. 

— Времени на такие заказы уходит больше, но все равно я получаю удовольствие на протяжении всего процесса. 

Мастерство дорогого стоит

Когда собеседница садится за работу, на столе царит творческий беспорядок. Здесь вперемежку клеевые пистолеты, плоскогубцы, пассатижи, отвертки, тюбики краски, части будущей композиции разного размера — порой не угадаешь, какая шишка или снеговик идеально впишется. А еще есть швейная машинка, фрезер, плоттер… Большинство инструментов — подарки близких мужчин. А вот мелкие детали преимущественно родом из Китая. Причем охота за мандаринками, палочками корицы, шишками может растягиваться на месяцы, а стоят они в пересчете на наши деньги от 50 копеек. Некоторые комплектующие — из киндер-сюрпризов, наборов детской посуды, как, например, миниатюрные фужеры, из части брелока. Периодически героиня просит знакомых мастеров сделать что-то на заказ. Скажем, мини-салат оливье или лисичку из полимерной глины. Такой хенд мейд выходит в 8—10 рублей за экземпляр. Сами заготовки для шаров — немецкие: они тонкие, словно стекло. По возможности Катерина прибегает к аутсорсингу. Например, упаковку заказывает у частной фирмы. 

При условии, что есть все исходники и композиция отработана, часа за три без перерыва героиня может сделать шар. Правда, говорит, что предпочитает в такой спешке не работать. Хотя бы потому, что энергетика передается вещам. И разбивает заказы на партии. Пока закончишь наполнять пятый, можно браться за роспись одной из сторон первого. Так на пятерку может уйти три дня. 

— Расход красок небольшой — даже сложно заложить его в себестоимость. Зато выбор огромный — у меня вся палитра питерского производителя. Скорость наработана годами, а элементы рождены с болью, потому что я не умею рисовать, — удивляет Катерина. — Но такая работа недешево обходится для глаз, спины, шеи. Поэтому в себестоимости хенд мейда 75 процентов — сам труд, идея, опыт. Уровень мастерства можно оценить по клиентам: корпоративные подарки, например, не заказывают у дилетантов. А еще заметила, что сейчас, на пятый год, мои работы стали копировать. Причем делают это минские мастера. С одной стороны, задевает, когда у человека не хватает фантазии оттолкнуться от имеющейся задумки и сделать что-то свое, но хватает смелости повторять. С другой, понимаю, что ерунду не копируют. 

Шар с историей стоит 40 рублей, с более простой композицией — 35. В этом году ценник немного поднялся. Как-никак сейчас мастер обладает более качественными материалами. Плюс цена немного ограничивает спрос — а поток заказов растет — и подчеркивает эксклюзивность. Своя арифметика есть и для участия в выставках. К слову, накануне Нового года ценник за пару квадратов может взлететь на глазах. Так что отбить аренду — мало. 

— Всегда надо стремиться ее перекрыть. Вообще, заметила, что маркеты меняют отношение к ручному труду. На первых выставках приходилось слышать от проходящих мимо, мол, я тоже так могу, за что платить-то? Сейчас люди понимают, что хенд мейд — удовольствие недешевое, как и любой эксклюзив. И обязательно найдется посетитель, который будет сомневаться в качестве. И тут же подойдет старый клиент, покажет твое изделие и будет тебя защищать — это так заводит! — улыбается собеседница. 

В планах у нее после выхода из декретного отпуска — оставаться в ремесленниках. Ведь в свое время она осознанно отказалась от половины детского пособия, чтобы развиваться в творчестве. Тем более что муж поддерживает, а идеи не заканчиваются. В планах — участие в выставках за пределами страны, чтобы понять, готовы ли к нашим изделиям иностранцы. Инстаграм подсказывает, что да. Но то соцсеть, на ведение которой, к слову, тоже уходит уйма времени и сил. К тому же то, что собирает лайки в интернете, не всегда цепляет вживую. А пока Катерина составляет очередную композицию, раздумывает, как научиться передавать ее аромат. А вы уже придумали, как будете украшать елку?

druk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter