Шанс воспользоваться переменами

Евгений КРИШТАПОВИЧ, политический аналитик    

Евгений КРИШТАПОВИЧ, политический аналитик

Уходящая неделя отметилась сразу рядом громких событий. Однако скорей всего не все из них будут иметь такие же громкие последствия. Например, ближневосточное турне президента США Барака Обамы в Израиль и Палестину не стало чем-то новым. Несмотря на все новые веяния, США в очередной раз выразили поддержку Израилю. Фактически еврейскому государству предоставляется карт-бланш на военные действия под гарантию молчаливого одобрения США, а за ними всего блока НАТО и большей части Совета Безопасности. Хотя Обама и попросил Израиль не торопиться и предоставить еще некоторое время дипломатии.

У Европы в это время поводов для беспокойства было, как минимум, не меньше. И прежде всего связанных с проблемой Кипра, которые придали ситуации новое качество. Ранее сложности в европейской экономике странами вне ЕС воспринимались как что-то важное, но локализованное в самой Европе. Все следили, рассуждали, но вмешиваться не спешили, да и сама Европа всячески показывала, что помощь ей не нужна. А финансовые проблемы в Южной Европе вообще выявлялись с такой частотой, что в них уже никто не вникал. До сих пор такая позиция всех устраивала.

Но вот на очередном раунде переговоров по решению долговых проблем Кипра Брюссель в качестве одного из условий предоставления ему помощи в размере 10 миллиардов евро выдвинул требование ввести налог на депозиты в кипрских банках в размере 9,9 процента, если сумма депозита превышает 100 тысяч евро, и 6,75 процента при меньшей сумме депозита. Такая мера позволила бы Кипру дополнительно пополнить казну на 5,8 миллиарда евро. 

Реакция мирового сообщества не заставила себя долго ждать: расставаться со своими деньгами, пусть и из благих намерений, никто не собирался. Весь мир с опаской ждал понедельника -- теперь уже сама Европа, решая свои внутренние экономические проблемы, должна была вмешаться в дела других государств. «Весьма странные и спорные решения, которые принимаются отдельными государствами -- членами ЕС, я имею в виду Кипр. Скажем прямо, это выглядит просто как конфискация чужих денег», -- сказал по этому поводу российский премьер-министр Дмитрий Медведев. По сути, речь шла о том, что традиция Европы как самого надежного региона для размещения банковских вкладов, начатая Швейцарией, серьезно пошатнулась. По мнению аналитиков, моментальные выгоды, полученные путем таких национализаций денег, не решили бы проблем Кипра, а в дальнейшем еще больше ухудшили бы ситуацию в стране.

На этом события, связанные с Кипром, не заканчиваются. Кипр просит помощи у России в решении долговых проблем в обмен на доли в банках и проектах по разработке газовых месторождений. Вроде бы ничего необычного. Но в Брюсселе такому раскладу вряд ли обрадуются, ведь это открытая ставка кипрского руководства на российскую помощь взамен брюссельской. И перед Россией в этой ситуации открываются заманчивые перспективы. Фактически России даже и не потребуется особо тратиться -- доля в банках принесет свои дивиденды, а разработка месторождений -- это то, что серьезно поможет России закрепиться на европейском рынке, который всячески пытается уйти от монополии Газпрома. Просьба о помощи у России -- явный сигнал того, что время, когда в Европе все рассчитывали только на Германию и Францию, уже позади.

Другое дело, Россия славится тем, что любит упускать отличные возможности. Вполне возможно, что и в этот раз российское правительство получит пиар на фоне Кипра, но упустит шанс извлечь в Европе действительную выгоду. И тогда едва ли упустит такую возможность Китай и весь азиатский регион в целом. Именно этот регион в условиях постоянного мирового кризиса демонстрирует действительно эффективную адаптацию к постоянно меняющимся условиям.

Китай готовится либерализовать для иностранных инвесторов доступ к рынку локальных акций. По словам аналитиков Sberbank Investment Research, речь идет о так называемых А-акциях, номинированных в юанях и котирующихся в Шанхае и Шэньчжэне. Снятие ограничений для иностранцев на покупку локальных акций китайских компаний может привести к увеличению веса китайского рынка в структуре индекса MSCI GEM с нынешних 20 процентов до приблизительно 30 и, как следствие, к притоку дополнительных средств объемом около 80 миллиардов долларов через неспециализированные фонды глобальных развивающихся рынков.

Слабость Брюсселя в вопросах помощи членам ЕС может заставить их просить помощи как раз у Китая, что уже делала Греция. А он такую возможность вряд ли упустит, ведь участие в поддержке Европы позволит ему вести диалог с Брюсселем уже совсем с других позиций.

На этом фоне визит официальной делегации во главе с Президентом страны Александром Лукашенко в Индонезию и Сингапур, где лидирующую роль играют именно китайские элиты, выглядит как никогда своевременным и важным. «Я весьма впечатлен, что заключен ряд контрактов на поставку индонезийской продукции в Беларусь и белорусской в Индонезию, начиная от калийных удобрений и заканчивая сферой сельского хозяйства», -- сказал Президент Беларуси. Всего заключено контрактов на 400 миллионов долларов, а договоренностей на еще большую сумму.

Сингапур был и остается традиционными воротами в регион и рад поделиться с Беларусью своим опытом. Об этом заявил Президент Сингапура Тони Тан Кенг. Эта позиция позволит Минску выстроить действительно взаимовыгодные отношения со всем регионом. У нас еще есть время построить партнерские отношения, которые станут гарантом экономической стабильности страны, чтобы потом не пришлось просить помощи у кого-либо. Проявит ли белорусское правительство должную расторопность в реализации тех заделов, которые были созданы Главой государства, покажет время.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter