Шанс вернуться. Для бездомных, потерявших веру в хорошее, ночлежка нередко становится отправным пунктом к нормальной жизни.

Сын забрал пожилую мать к себе, а дом в Ганцевичском районе продал. Но случилась беда — вскоре он умер. А невестка, не задумываясь, выставила свекровь на улицу. Старушку, оставшуюся без минской регистрации и средств к существованию, соседи привели в дом ночного пребывания для бездомных...

Здесь согреваются сердца

Отправляясь на редакционное задание, я решила провести небольшой соцопрос. “Где в Минске находится ночлежка?” — с таким вопросом я обращалась ко многим. Примерное местонахождение этого учреждения указали единицы. А один из опрошенных бросил: “А зачем нормальному человеку это знать?” Однако в жизни сюжеты “был всем — стал никем” совсем не редкость. Посетив небольшое двухэтажное здание на улице Ваупшасова, 42, где и находится учреждение “Дом ночного пребывания для лиц без определенного места жительства”, очень хорошо это понимаешь.
Вот уже девять лет здесь могут найти приют выстуженные (зачастую в прямом смысле) сердца. Раньше дом был открыт только для бывших минчан, а с 2004 года здесь по возможности принимают  бездомных со всей страны. Попавшие в трудную жизненную ситуацию люди могут находиться в ночлежке от месяца до года. Прибывают на ночлег с 18 до 22 часов, получают за счет гуманитарной помощи ужин (одноразовый паек включает концентрат типа “роллтона”, чай, хлеб). И в 8.00 бездомные покидают дом ночного пребывания. В комнатах, рассчитанных на 4—12 человек, стоят двухъярусные кровати для 92 человек. Спартанская обстановка, но в зимнюю стужу каждое место буквально на вес золота. Кстати, здесь бездомные могут обновить свой гардероб (за счет гуманитарных организаций). Так что возьмите на заметку: если у вас есть ненужная одежда и обувь в хорошем состоянии, то их можно отдать в дом ночного пребывания.
Прежде чем получить “койко-место”, человеку нужно пройти медкомиссию, сделать прививки. Затем бездомный пишет заявление на поселение, на него составляется учетная карта (со слов, потому что документов у бомжей нет). А после этого заключается договор на проживание, первоначально на месяц. “В течение этого месяца устанавливаем родственников, делаем различные запросы,  — говорит директор учреждения Николай Веркеев. —  Таким образом собирается пакет документов, необходимых для оформления паспорта”. Кстати, фотографируют бомжей за счет бюджета, а вот платить за документ и регистрацию они должны самостоятельно. Это своего рода стимул: человек ведь должен предпринимать какие-то шаги, чтобы выбраться из трясины.

Не ждут, не ищут...

Почему люди становятся бомжами? Основная причина — продажа квартир незаконным путем, когда человека обманули и забрали у него жилье. Немало среди бродяг и тех, кто освободился из мест лишения свободы. В последнее время участились и такие случаи: человек выписался и уехал на заработки, а когда после длительного отсутствия вернулся, его не приняли в семью...
Сотрудники ночлежки прежде всего пытаются наладить связи своих подопечных с родственниками. Ведь именно они могут помочь потерявшему себя человеку. Но те, как правило, не хотят лишних проблем.  “Но мы постоянно ищем новые формы. Вот не так давно решили помогать бездомным через белорусскую телепередачу  “Жди меня”, — говорит директор.
...Уже второй год в ночлежке находится пожилая женщина, о которой мало что известно. Она называет себя Татьяной Устиновной Ивановой, говорит, что помогала растить детей, ухаживала за хозяйством в частном доме на улице Толстого. Дом по такому адресу в столице найти не удалось, а бабушка ничего нового не вспомнила. Лишь когда показали сюжет о постоялице по телевизору, появилась надежда: может, кто-то ее вспомнит, кто-то откликнется.

Путевка в жизнь

Трудоустройство — также важная составляющая возвращения бродяг в общество. И, как отмечает Николай Веркеев, решившие порвать с прошлым цепляются за любую возможность, чтобы  оказаться в коллективе и почувствовать себя полноценными людьми.
Вот 35-летний Леонид бродяжничал, прошел колонию, но, устроившись в типографию, начал новую жизнь. И за это он благодарит сотрудников дома для бездомных. Свое чувство по отношению к этим людям он охарактеризовал так:  “надежда, переходящая в радость”. Вернувшегося из мест заключения брата также собирается привести на улицу Ваупшасова. Чтобы найти поддержку и понимание.
Но, конечно, не стоит идеализировать этих людей. Многих устраивает вольная жизнь, а работу они на дух не переносят. Так, из 149 прошедших за этот год ночлежку работают лишь 26 человек. Остальные на фабриках и заводах не задерживаются, считая, что “путевки в жизнь” им будут выдаваться бесконечно.
... Со дня открытия дома ночного пребывания для бездомных здесь побывали более полутора тысяч человек. Сто с лишним постояльцев оформлены в дома-интернаты (туда, кстати, вскоре получит путевку и женщина, которую выгнала невестка). Более 30 обитателей ночлежки получили социальное жилье. А некоторые даже нашли здесь свое личное счастье: три пары оформили брак.
До недавнего времени минская ночлежка была единственным подобным учреждением в стране. Но бездомные ведь есть не только в столице. И поскольку эту проблему одними административными мерами не решить, открываются подобные приюты. В пяти областных городах они уже  работают,  сейчас решается вопрос с выделением здания в Витебске и столице. Самая показательная, как отметили в Министерстве внутренних дел, гродненская ночлежка. Она оборудована по евростандарту, там есть специальное отделение  для лиц, имеющих судимость. С постояльцами работают психологи, социальные работники, специалисты по трудоустройству.
Чтобы  настроить человека на  возвращение в общество.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter