Шанс остаться в живых

Одной из примет уходящего года стала бурная дискуссия в нашем обществе о проблемах безопасности на дорогах страны

Одной из примет уходящего года стала бурная дискуссия в нашем обществе о проблемах безопасности на дорогах страны

Ситуация на дорогах складывается довольно тревожная. И дело даже не в сложных погодных условиях декабря, зима только усугубила существующие проблемы. В первую очередь, ряд резонансных ДТП, в том числе связанных с гибелью детей, заставляет вновь и вновь обращаться к этой теме, которая касается каждого. Ведь если ты не участвуешь в дорожном движении как водитель, то уж как пешеход — наверняка.

Жесткий подход

Самые горячие дебаты развернулись вокруг темы пьяных водителей, которые, садясь за руль, превращаются в потенциальных убийц. Накал дискуссии был таков, что в нее даже был вынужден вмешаться глава государства, дав определенные поручения правоохранительным органам.

Проработка вопроса показала, что белорусское законодательство предусматривает довольно жесткие меры по отношению к нетрезвым водителям: первый случай пьяной езды грозит водителю лишением водительских прав на срок до трех лет и штрафом от 15 до 30 базовых величин (сегодня базовая величина составляет сто тысяч рублей), а за повторное такое нарушение в течение года водитель уже привлекается к уголовной ответственности. Суд может либо лишить его прав на пять лет со штрафом до тысячи базовых величин, либо приговорить к исправительным работам на срок до двух лет, либо к аресту до шести месяцев, а в ряде случаев — к ограничению или лишению свободы до двух лет.

Довольно сурово, но при этом в ГАИ отмечают достаточно высокую рецидивность таких преступлений: практически каждый десятый водитель, задержанный под мухой, в течение года опять садится за руль в нетрезвом состоянии.

Как очередная мера борьбы с подобными проявлениями возникло предложение ужесточить ответственность водителей за управление автотранспортом в нетрезвом виде, вплоть до пожизненного лишения прав и конфискации автомобиля. Опросы показывают, что наше общество созрело для такого шага, и ужесточение ответственности за вождение в нетрезвом виде в Беларуси ожидается уже в ближайшее время.

Школа безопасной езды

Эксперты говорят, что среди ключевых факторов, влияющих на аварийность, находятся также низкий уровень подготовки водителей и их профессионализм. Ведь наибольшее количество ДТП на дорогах страны совершается водителями со стажем управления до одного года. Только за девять месяцев текущего года по вине таких автолюбителей совершено 167 ДТП, в которых 34 человека погибло, 189 ранено.

Генеральная прокуратура Республики Беларусь во исполнение протокола поручений главы государства о подготовке предложений, направленных на улучшение качества подготовки водителей, совместно с Мин-
трансом и МВД проанализировала работу автошкол и других учебных организаций, которые обучают вождению.

Начальник отдела информации и связей с общественностью Генеральной прокуратуры Петр Киселев рассказал корреспонденту “НГ”: “Проверка Генпрокуратуры выявила, что во многих автошколах, а их в стране более пятисот, качество подготовки кандидатов в водители находится на низком уровне. Половина выпускников автошкол не могут сдать квалификационных экзаменов в ГАИ с первой попытки. При этом самый низкий процент — среди выпускников автошкол столицы. За десять месяцев 65,9 процента слушателей автошкол Минска не смогли с первой попытки пройти испытания в ГАИ. В автошколах на практических занятиях допускаются отступления от учебных программ, сокращение времени, отведенного на обучение практическому вождению. Формы и методы подготовки в автошколах во многом устарели. Количество автомобилей на дорогах растет, интенсивность движения, особенно в городах, постоянно увеличивается, а на практическое вождение, предусмотренное программой подготовки водителей категории “В”, отведено всего сорок часов, причем только восемь — по городским дорогам с интенсивным движением. Напрашивается вполне очевидный вывод: действующая система подготовки кандидатов в водители и присвоения квалификации водителя не в полной мере отвечает современным требованиям дорожного движения и требует соответствующей актуализации и корректировки”.

 Интересное мнение высказал в беседе с корреспондентом “НГ” председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте (БАЭС) Юрий Важник:

— В Беларуси возникновение аварийной ситуации до сих пор воспринимается как случайное стечение обстоятельств либо некомпетентность водителя. В действительности же за любой аварией стоит не случайность, а цепочка событий. Дорога должна разрывать эту опасную связь, защитить участника движения, даже если он ошибся, тем более если это пожилой человек или ребенок. Поэтому за безопасность движения должны отвечать владелец дороги и нанятые им специалисты, которые проектируют и содержат транспортную инфраструктуру.

— Вы изучали опыт организации безопасного дорожного движения многих стран, что из этого можно применить в Беларуси?

— Во-первых, следует рассмотреть возможность снижения максимальной скорости движения по городу до 50 километров в час. При столкновении с автомобилем, движущимся на скорости 60 километров в час, вероятность выжить у пешехода оценивается в десять процентов. При снижении скорости всего лишь на десять километров в час этот шанс увеличивается до сорока процентов.

Во-вторых, нужно изменить подходы к созданию дорожной инфраструктуры и соответствующие нормативы. Здесь скорее всего проблема в ментальности проектировщика, который проектирует дорогу под себя, а не под свою пожилую маму или своего ребенка. В европейских странах пешеходам запрещено на нерегулируемых пешеходных переходах переходить более двух полос за раз, лучше только одну. У нас же людям порой приходится преодолевать и три, и пять полос. На протяжении ряда лет мы проводили детальное исследование минских дорог. В результате пришли к выводу, что опасность для жизни пешеходов на 60 процентов определяется тем, как спроектирована дорога. А проектироваться она должна так, чтобы все участники дорожного движения в экстремальной ситуации имели максимальные шансы выжить.

Аварийная ситуация

Министерству внутренних дел предлагается принять меры по усовершенствованию порядка проведения квалификационных экзаменов. А в Министерство здравоохранения Генеральная прокуратура направила информацию с предложением внести изменения в Инструкцию о порядке обязательного медицинского освидетельствования кандидатов в водители и переосвидетельствования водителей и рассмотреть вопрос об углубленном медицинском освидетельствовании и проведении психофизиологического тестирования кандидатов в водители, поскольку при действующей системе как минимум один из ста водителей, получивших права, просто не в состоянии управлять автомобилем на должном уровне.

Все эти предложения и ряд других уже направлены в правительство, и вполне возможно, что в ближайшее время будет инициирована разработка соответствующих поправок в законодательство.

Хотя мнения экспертов по проблеме разделились. Одни говорят, что предложенные меры в первую очередь приведут к удорожанию подготовки водителей категории “В”, а не к повышению ее качества. Другие специалисты утверждают, что подготовку водителей нужно кардинально менять, так как дорожная обстановка в городах постоянно усложняется, и подготовка водителей тоже должна меняться. Третьи обращают внимание на то, что это только один из элементов, хотя и весьма важный, обеспечения безопасности дорожного движения.

 Генеральная прокуратура предлагает

  • Увеличить в программах подготовки водителей количество часов практического вождения, а для усиления контроля за практическим обучением вождению и оценки действий мастеров установить требование об оборудовании учебных автомобилей видеорегистраторами, а также системами GPS-позиционирования, позволяющими отслеживать ход практического обучения вождению каждого учащегося. При этом наличие таких средств (лицензионных) должно являться одним из обязательных условий сертификации.
  • Ввести в программы подготовки обучение навыкам управления автомобилями с автоматической коробкой передач.
  • Рассмотреть вопрос об оборудовании автотранспорта, используемого для приема практического экзамена, системами видео- и звукозаписи (двухсторонние видеорегистраторы) с возможностью хранения записанной информации в течение определенного времени.
  • Ввести нормы, ограничивающие количество попыток сдачи практической части квалификационных экзаменов. Если кандидат в водители не сдает практический экзамен с третьего раза, допуск к следующему экзамену осуществлять только после прохождения дополнительного курса практического вождения в учебных организациях.
  • Проработать вопрос о выдаче лицам, прошедшим обучение по программе подготовки водителей категории “В”, временного водительского удостоверения, предусматривающего ряд ограничений на двухлетний испытательный срок: ограничение скорости движения, запрет перевозки пассажиров, запрет управления в ночное время суток.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter